Рождественское послание епископа Шуйского и Тейковского Никона боголюбивым пастырям, монашествующим и всем православным христианам Шуйской епархии

 

Vlad_NikonБоголюбивым пастырям, монашествующим и всем православным христианам Шуйской епархии

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, братья и сестры, все боголюбивые чада Шуйской епархии!

Сердечно поздравляю вас с Рождеством Христовым!

Наша Православная Церковь из всех богослужений года с особенным торжеством отмечает два праздника – Рождество и Пасху. В этих двух событиях поистине объемлется содержание всего земного подвига Господа нашего, Его неотмирная, небесная слава. Весть о Воскресении из мертвых часто вызывала недоумение у многих людей, но и еще более странной казалась тайна Рождества Христова. Когда святые апостолы начинали свою проповедь, они возвещали людям о Воскресшем Спасителе мира, но умалчивали о том, как Он пришел в мир. И когда слушатели принимали благую весть о Воскресении Христа из мертвых, то могли воспринять и сокровенную мысль о том, как Сын Божий стал Сыном Человеческим.

Велика тайна Воплощения Божия, она остается непостижимой для всех нас. Как поется в песнопении службы Рождества, об этом «удобнее хранить молчание»: лучше благоговейно молчать о чуде соединения Божества и человечества. Но во Христе открылась и другая необычайная тайна, – это то, что всесильный Богочеловек, творящий многие чудеса, в жизни был милостивым, кротким и смиренным. Он не проявлял власть Судии, Он терпеливо сносил немощи людей и исцелял приходящих к Нему с верой. Для многих признававших небесную силу Христа казалось неприемлемым то, что Он не поступал как высший Властитель, каким представляли себе Бога. Господь сказал: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф.11:6), – значит, счастлив тот, кто уверует в Такого, могущественного, но и милосердного Господа, не усомнится в Нем, несмотря на видимые соблазны.

Братья и сестры, так же, как в свое время апостолы, и мы призваны с детским доверием принять воплотившегося Сына Божия, открыть свое сердце любви Христовой. Очень важно для нас, посреди общего неверия, иметь такую простую, детскую, спасительную веру, именно тогда Христос будет очень близким для нас. Ведь сама христианская жизнь не является лишь исполнением неких предписаний, но дает возможность через Церковь, основанную Самим Господом, общаться со Христом, приближаться к Нему, питаться от Него.

Время, когда пришел Христос на землю, было омрачено духовной слепотой, и большинство народов почти утратило нравственные ориентиры. Люди неосознанно искали источник истинной жизни, и это выразилось в тех словах, которые, находясь в путешествии, услышал в некоем видении апостол Павел: «Приди и помоги нам» (Деян. 16:9). Это был внутренний призыв людей, которые еще не потеряли нужду в своем Создателе и сохранили ростки праведности. Не напоминает ли нынешняя скудость нравственной жизни те самые древние времена? Не говорим ли мы также нашему Спасителю: «Приди к нам»? Не нуждаемся ли мы в том, чтобы Христос смог по-настоящему открыться нам, исцелить нас от греховных недугов? Современный человек почти всегда поглощен собой, слишком надеется на себя и создает этим большую преграду в общении с Богом. Это греховное самолюбие часто мешает проявиться в человеке истинному добру.

Кажется сегодня, что в мире всё более оскудевает добро. Из года в год мы чаще встречаемся с умножением вокруг нечестия, слышим о проявлении самых тяжких людских грехов. В западном цивилизованном мире тоже говорится о Христе и, конечно, тоже отмечается Рождество Христово. Но в тех порочных нравах, которые стали обыденностью на Западе, видится глубокое отступление от самих основ христианства. Мы же, вопреки всему этому, должны сберечь подлинный образ Христа, оставаться носителями идеалов Евангелия. Трудно бывает отделить себя от лукавства мира сего, от рода сего прелюбодейного, но мы должны сохранить соль евангельского учения, без которого нет ни правды, ни спасения.

Среди тех событий, которые сегодня происходят в мире, более всего нас, конечно, волнует народное бедствие на Украине. Это наша общая боль. И распри, возникшие на украинской земле, стали не только знаком отчуждения наших народов. Можно видеть в этом и попытку разделения, раскола нашей единой Православной Церкви. Наша скорбь в том, что украинский и русский народы отрывают от их исторических корней, что им пытаются насадить чуждые, пагубные ценности. Из истории нам известно, что в то время, когда среди правителей начинались междоусобицы, ниспосылались большие испытания на русскую землю. Часто наш народ терпел лютое нашествие иноплеменников, был вынужден платить долгую, непомерную дань. Нельзя не увидеть теперь в постигшем ныне несчастии грозного попущения Божьего. Церковь молилась и молится во всех храмах о воцарении мира на Украине, о прекращении бессмысленного братоубийства. Постараемся избегать привносимой неприязни, а будем усердно обращаться к Тому, Кто принес подлинный мир на землю.

Все те трудности, которые мы испытываем, лишний раз побуждают нас к тому, чтобы мы искали радости и утешения не столько в преходящей жизни, сколько в мире духовном, в мире общения со Христом. Христос пришел, чтобы прозрел падший человек, восстал из тьмы неведения и исцелился душой. Христос стал Человеком, чтобы человек мог приблизиться к Богу, обрести нескончаемое счастье в будущей жизни. Важно, чтобы эта истина стала для нас живой и действенной.

По древней церковной традиции, встречу великого праздника предваряет сорокадневный пост. Я поздравляю всех постившихся и непостившихся с окончанием Рожественского поста и желаю, чтобы благодатное время святок было сопряжено с особым, возвышенным чувством. Эти святые церковные дни совпадают с новогодними праздниками, и хотелось бы, чтобы они наполнились не только обычным мирским веселием, но и памятованием о Рождестве Спасителя мира.

Еще раз преклоним свою главу перед великой и непостижимой тайной явления в мир Господа, потщимся исполниться радости духовной и не оставить этой радости среди своих житейских попечений. «Странное и необычайное таинство вижу, – поется в рождественском песнопении, – пещеру – небом, Деву – престолом херувимским, ясли – вместилищем, так как в них возлег Невместимый Христос Бог. Его воспевая величаем!»

 

† Никон,

епископ Шуйский и Тейковский

Рождество Христово 25 декабря 2014 / 7 января 2015 г.

Град Шуя