Митрополит Саратовский Лонгин: «Я всегда был убежден в том, что Крещение — дело архиерея»

Митрополит Саратовский Лонгин рассказывает о практике оглашения и крещения людей сознательного возраста.

— Владыка, уже несколько лет в Саратове Крещение взрослых людей совершается только во время Крещальной литургии. В большинстве случаев это богослужение Вы совершаете лично. Почему была введена такая практика?

— Я всегда думал о том, что необходимо наводить порядок в деле совершения таинства Крещения, особенно взрослых людей. Как известно, с древних времен и на Западе, и на Востоке Крещение было прерогативой епископа. Оглашенные принимали Крещение перед Пасхой, и это Таинство совершал епископ. Поэтому я всегда был убежден в том, что Крещение — дело архиерея, и ввел такую практику, как только появилась возможность.

— В Саратове первая Крещальная литургия была совершена в апреле 2010 года. Что это за богослужение, какие отличия оно имеет?

— У нас Крещальная литургия обычно совершается в субботу. Этот день недели выбран исключительно в прагматических целях: в будни собрать работающих людей или студентов сложно, в воскресенье неудобно, потому что это все-таки главный богослужебный день в любом храме.
Есть разные варианты чина Крещальной литургии, но все они требуют не просто наличия баптистерия при храме, а именно храма-баптистерия. Это затруднительно, поэтому у нас Крещальная литургия совершается по чину, разработанному применительно к нашим условиям.
Само Крещение совершается в специальном помещении — баптистерии — во время чтения Часов и пения антифонов до Малого входа. Архиерей крестит тех, над кем уже было совершено оглашение. Как правило, это группа от 10 до 20 человек.
У нас в Саратове Крещальная литургия чаще всего совершается в Свято-Троицком кафедральном соборе, где баптистерий устроен очень удобно — он отделен от нижнего, Успенского храма и в то же время соединяется с ним. К тому моменту, когда заканчивается Крещение и Миропомазание, на Литургии уже совершен Малый вход и поются тропари. Архиерей вместе с новокрещенными выходит из баптистерия и останавливается около западного входа в храм, где дает возглас: «Яко свят еси, Боже наш…». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа креститеся — во Христа облекостеся». Войдя в храм под это песнопение, архиерей следует в алтарь, а новокрещенные занимают место под солеей. Далее совершается Божественная литургия по обычному чину, только к рядовым чтениям добавляется чтение крещальных Апостола и Евангелия. Новокрещенные поминаются поименно на сугубой ектенье и на Великом входе, а в завершение Литургии причащаются Святых Христовых Таин. После этого священник вновь отводит их в баптистерий, где совершается омовение мира и окончание Таинства.

— Практика совершения Крещальных литургий — что она дает лично Вам? Как воспринимают ее те, кто крестится?

— Повторю — я считаю, что Крещение должен совершать архиерей, это одна из его обязанностей. И эта практика приносит мне удовлетворение, потому что я занимаюсь своим непосредственным делом и имею возможность видеть людей, которые сознательно приходят к Богу, общаться с ними. При этом, к тому же, я могу оценить уровень катехизической подготовки оглашенных в наших храмах.
Крещаемые тоже очень хорошо воспринимают такую практику. Знаете, бывают люди стеснительные, и мы думали, что кто-то, может быть, не захочет вот так стоять на службе — в белых рубахах, с горящими свечами. Но за три года было всего, по-моему, два случая, когда люди просили, чтобы их крестили отдельно от других.

— Как совершается подготовка взрослых людей к таинству? Устраивает ли Вас уровень этой подготовки? Вы встречаете впоследствии на службах людей, которых крестили?

— Человек, желающий креститься, приходит в храм, который он выбрал сам — тот, который ему нравится или находится близко к дому. В этом храме он проходит огласительные беседы. В Саратове курс оглашения состоит из четырех занятий. Затем катехизатор храма передает информацию в епархиальный отдел религиозного образования и катехизации, куда стекаются данные о всех оглашенных. Когда набирается группа из 10−20 человек, назначается дата Крещения. У нас Крещальные литургии совершаются практически каждую субботу за небольшими исключениями, обусловленными, как правило, литургическими особенностями дня.
Таким образом, в день Крещения передо мной стоят люди, которые проходили катехизацию в различных храмах города. И, общаясь с ними, даже не спрашивая названия храма, я часто понимаю, откуда они пришли. Уровень подготовки в разных храмах разный. И очень хорошо, что у меня есть подобного рода «обратная связь»: я имею возможность не на основании благостных отчетов, а напрямую убедиться в состоятельности каждого центра катехизации. Это помогает вносить свои коррективы, и их было сделано немало.
Должен сказать, меня очень радует глубокая степень сознательности тех, кто приходит сегодня ко Крещению. Крестятся самые разные люди: и молодежь, школьники старших классов и студенты, и люди старшего возраста. Несколько раз приходилось крестить людей за 80, когда человеку трудно даже войти в купель самому, приходилось ему помогать. Радует то, что много крестится людей из тех народов, которые нельзя назвать традиционно христианскими. Это татары, дагестанцы, ингуши, казахи, корейцы, курды, калмыки — люди самых разных национальностей. В составе группы из 10−20 человек практически всегда есть хотя бы один такой крещаемый. И надо сказать, что именно они подходят к таинству настолько осознанно, что иной раз по-хорошему завидуешь — насколько искренне и глубоко человек пришел ко Христу.
Встречаю ли я этих людей в храмах? Да, конечно. Не всех, но думаю, их гораздо больше, чем тех, буквально пришедших с улицы, кого крестили без подготовки. Очень важно, что каждый из новокрещенных получил опыт участия в таинствах, причастился Святых Христовых Таин. Перед Крещением совершается еще так называемая исповедальная беседа. Это самая настоящая исповедь, только после нее не читается разрешительная молитва, потому что отпущение грехов происходит во время таинства Крещения. Есть священники, которым поручено помогать оглашенным готовиться к этой первой исповеди. Человек должен понимать, что в его жизни отныне должно остаться в прошлом, к чему он уже не должен возвращаться.
Конечно же, было бы самообманом считать, что каждый из этих людей стал абсолютно церковным со дня Крещения. Но все равно таинство, совершенное подобным образом, навсегда остается в памяти человека.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин,
Журнал «Православие и современность» № 33 (49)