Служат ли панихиды до отпевания?

Можно ли служить панихиду по усопшему, если он еще не отпет?

«Для того, чтобы облегчить душе переход в другую жизнь, над гробом православного христианина тотчас по смерти его начинаются молитвы о упокоении души усопшего, поются панихиды». (Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 463).

Так же в фундаментальном труде свящисп. Афанасия (Сахарова) по заупокойному богослужению «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» в 3 гл. «Нарочито заупокойные последования» в разделе «Последование по исходе души от тела»: «Обычно первое моление со священником у тела только что скончавшегося — традиционная панихида, — другого мы ничего не знаем. Между тем, последование по исходе души, предназначенное для одного исключительного случая, имеет исключительный строй, отличный от панихиды…
Последование по исходе души от тела, как видно из изложенного, значительно короче последования обычной великой панихиды».

Далее в следующем разделе «Чтение священного писания у гроба»: «Чтение псалтири или Евангелия при гробе прерывается неоднократным совершением панихиды».

Конечно, такое поминовение усопшего, по духу Устава, не должно заменять уставное общественное богослужение.

«Прекрасный обычай возносить усиленные моления об усопших накануне дня погребения и некоторых нарочитых поминальных дней принимает незаконное оформление, когда ВЗАМЕН обычных дневных вечерни и утрени совершается так называемое заупокойное всенощное бдение. Наш Церковный Устав такой службы совсем не знает и в основных богослужебных книгах Православной Русской Церкви такого чина нет.
…И по существу несоответственно совершать всенощное бдение ради поминовения одного или немногих, торжественно назначаемое только для немногих великих праздников, общественное богослужение низводить до частной требы. На общественном богослужении Церковь всегда старается сдерживать проявление личных чувств. На службах частных она сама побуждает молящихся изливать наружу свои личные чувства, не таить скорбь на сердце, давать простор слезам». (Свящисп. Афанасий. Там же. Раздел «Заупокойное всенощное бдение»).

Другой вопрос — что понимать под «панихидой», так как в современном церковном обиходе под этим подразумевается чинопоследование заупокойной службы из современного Требника. Да такая «Панихида» нашему Уставу не известна, да и под этим названием подразумеваются разные заупокойные последования.
«Название „панихида“ само по себе не означает исключительно заупокойного богослужения. Буквально с греческого оно означает „всенощное пение“. Усвоенное преимущественно определенному заупокойному последованию, это название показывает, что, во-первых, это последование весьма не краткое (чрез всю ночь совершаемое) и что, во-вторых, оно предназначается для совершения его, главным образом в ночное время, — с вечера или утром, но не днем, не в обеденную пору. Если наша панихида не соответствует современному чину всенощного бдения, то, во всяком случае, она, как и молебен, является сокращением утрени, с сохранением существенно важных, главным образом, изменяемых частей. Но не одно из церковных последований не подвергалось такому сокращению, как молебен и панихида, в особенности последняя. На молебне еще непременно сохраняется тропарь. На панихиде нередко его и совсем не бывает, остается только обрывок последней фразы. Естественно, когда от панихиды остался только один остов; один голый скелет, позабыли, что есть разные последования панихиды, имеющие хотя небольшие, но характерные особенности, — все заменили одним по шаблону совершаемым сокращенным чином панихиды, которой, как будто по иронии, иногда усвояют название „великой“» (Свящисп. Афанасий. Там же. Раздел «Последование панихиды»).
Как раз перед погребением и можно совершать Панихиду.

«Поэтому при желании поусиленнее помолиться, напр., накануне погребения или поминовения кого-либо из усопших, гораздо соответственнее будет совершать великую панихиду так, как она положена по уставу со стихословием всей 17-й кафизмы, с пением по каждом стихе ее положенных припевов, с пением или по крайней мере с чтением всех тропарей канона. Это потребует немало времени, чем будет удовлетворено желание подольше помолиться. Будет удовлетворено и другое желание — молиться в случае исключительно только о поминаемых, так как на панихиде почти исключительно заупокойные молитвословия — не заупокойного на ней разве только псалмы 90-й и 50-й, катавасия и Трисвятое. А не заупокойный сам по себе псалом 117 весь переплетается заупокойными воззваниями».

Понятно что такую Панихиду служить будет затруднительно, в связи с чем обычно служат Панихиду по Требнику, которая является сокращённым вариантом Великой. Как она появилась в современном Требнике это вопрос к исследователям: но она прочно вошла в наш обиход.

В Синодальных большом Требнике и Требнике в 2-х частях последования Панихиды вообще нет. Но есть «Последование парастаса сиречь великая панихида и всенощного бдения об усопших». Это последование перепечатано из требника Петра Могилы, с небольшими изменениями. Но и здесь указывается петь канон и предлагаются несколько его вариантов, а так же может петься 17 кафизма. А вот во втором томе униатского Требника, изданного в Риме в 1946 году есть в Приложении «Последование малой панихиды», сокращение «Великой Панихиды» (здесь же напечатанная) и всё его последование полностью совпадает с нашим Требником. Так что скорее всего отсюда наша Панихида и взята, как и многое другое.

На Поместном Соборе 1917−1918 гг. при рассмотрении Погребения, указывали, что надо его совершать с пением канона, а не как на Панихиде, только с ирмосами.

Так что Панихида может и должна совершаться по усопшему, если он еще не отпет и да же в храме «но только не во время, положенное для уставного богослужения» (Свящисп. Афанасий. Там же. Раздел «Заупокойное всенощное бдение»).

Протоиерей Андрей Кривонис, Севастополь

«Пастырь»