Память святого апостола и евангелиста Матфея

Апостол от двенадцати, сборщик податей мытарь Левий Матфей был призван к апостольскому служению Самим Господом. Апостол Матфей написал первое из четырех Евангелий, обращая его к своим соплеменникам и желая уверить их, что Господь Иисус Христос – истинный Мессия, Которого ожидали иудеи.

Евангелие от Матфея особенно подчеркивает человеческую природу Господа, Его происхождение от рода царя Давида, Матфей более других Евангелистов обращает внимание на исполнение пророчеств о Воплощении Мессии, которые были сказаны пророками Ветхого Завета. Его Евангелие наиболее полно приводит Нагорную проповедь – центр учения Иисуса Христа (Мф. 5-7 гл.)

После Вознесения Господа свя­той апо­стол Мат­фей проповедовал в Си­рии, Ми­дии, Пер­сии, Пар­фии и Эфиопии. В Эфиопии Апостол обратил многих живущих там язычников-каннибалов, построил храм в городе Мир­ме­ны и поставил в нем епископом своего спутника Пла­тона. Правитель страны идолопоклонник Фулвиан противился христианской проповеди и повелел казнить апостола. Святой апостол Матфей принял мученическую кончину, будучи помечен в костер. Это случилось около 60 года. Мощи апостола не повредились от огня и сохранились нетленными. Последователи апостола укрыли святого тело от поругания. Сам гонитель христиан Фулвиан благодатью Божией и молитвами апостола Матфея был просвещен верой во Христа, принял крещение с именем Матфей и стал впоследствии епископом эфиопской страны.

О месте погребения мощей апостола Матфея

Существует несколько мнений относительно места погребения мощей святого апостола и евангелиста Матфея. По одной версии могила апостола находится в Эфиопии. Согласно другой, он был погребен на территории современной Грузии, в городе Гонио. Итальянцы утверждают, что останки евангелиста еще в I веке попали на Апеннинский полуостров и сейчас якобы хранятся в соборе Сан-Маттео в городе Салерно. Считается, что тело апостола якобы было найдено при раскопках одного из лангобардских замков. Однако никаких документальных свидетельств в пользу этой гипотезы до сегодняшнего дня не представлено.

П.П. Семенов-Тян-Шанский

В середине XIX века известный русский ученый-географ Семенов-Тян-Шанский, оказавшись в Венеции, получил возможность изучить так называемую каталонскую карту мира, составленную в 1375–1377 годах Авраамом и Иегуди Крескесами. На ней было изображено здание с крестом, которое, если верить карте, находилось на северном берегу озера Иссык-Куль. Помещенная рядом надпись гласила: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста».

Семенов-Тян-Шанский во время своего путешествия по Туркестану пытался найти «монастырь братьев армянских». От иссык-кульских кыргызов он слышал многочисленные легенды только о затонувшем городе. Местные жители демонстрировали ему различные находки, поднятые со дна озера. Монастырь исследователь не обнаружил, но пришел к выводу, что он вполне мог существовать в районе Курментинской бухты и со временем ушел под воду.

Озеро Иссык-Куль

Начиная с 1992 года было предпринято несколько попыток проведения изысканий с целью обретения честных мощей святого Апостола Матфея, но из-за экономического кризиса тех лет эти исследования приостановились. С 1999 года под руководством академика В.М. Плоских было организовано три археологических экспедиции, которые не только установили наличие подводного городища, но и идентифицировали расположение развалин зданий христианского монастыря и храма.
Наконец, в 2002 году с помощью геофизической аппаратуры на побережье Иссык-Куля на глубине 27 метров был обнаружен саркофаг, который, предполагают, может являться ракой святого Апостола Матфея. В том же году множество жителей Прииссыккулья, как православных, так и мусульман-киргизов, видели знамение Божие: огромные светящиеся кресты в небе над этим местом.