Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Православная Церковь празднует двунадесятый праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева была посвящена Богу своими родителями Иоакимом и Анной и при исполнении Ею трех лет Она была приведена к Иерусалимскому храму. Встретивший Божественную Отроковицу первосвященник Захария ввел Ее в храм, и Дух Святый указал ему самое сокровенное место храма – Святое Святых, где Девица пребыла и молилась до своего совершеннолетия.

В канонических Евангелиях ничего не рассказано о рождении, детстве и юности Пресвятой Богородицы, о начальных событиях земной жизни Пресвятой Богородицы мы узнаем из церковного Предания. Описание события Введения во храм Девы Марии приводится в более поздних текстах – греческом «Протоевангелии Иакова» (вторая половина II века) и латинском «Евангелии псевдо-Матфея» (IX век).

Известно, что родители Богородицы, Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Молясь, чтобы Господь разрешил их неплодство, они дали обет — рожденное дитя посвятить Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, во исполнение обещания, родители в сопровождении родных и близких им людей с зажженными светильниками торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. Пресвятую Деву встретил первосвященник Захария и по внушению Божию ввел ее во Святая Святых. Это было такое помещение храма, куда сам первосвященник мог входить только раз в год, после принесения особенной жертвы. Вот как говорится в праздничном богослужении об этом необычайном, исключительном событии: «Ангели введение Пречистыя зряще, удивишася: ка́ко Девая входит во Святая Святых» (Ангелы, увидев введение Пречистой Богородицы, удивились: как Дева входит во Святая Святых).

Иерусалимский храм был восстановлен после возвращения иудеев из Вавилонского плена, однако в храме уже не было святого Ковчега, где хранились Скрижали Завета. Во Святом Святых находилась только каменная плита на месте главной святыни еврейского народа.

Совершилось таинственное и символичное событие: вместо утраченного Ковчега Завета первосвященник вводит Деву Марию, Которая стала Матерью Бога, новым Киотом, Ковчегом. Введение Богородицы во храм ознаменовало приближение времени Нового Завета – события Рождества Христова. В богослужебном круге праздник Введения во храм предшествует празднику Рождества и внутренне тесно с ним связан. На вечерни Введения, как бы предваряя будущую встречу великого праздника, уже поются песнопения из службы Рождества: «Христос ражда́ется, сла́вите!..»

Богословское толкование Введения Богородицы во храм дано у святителя Григория Паламы в его Слове «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». В нем святитель рассказывает историю праздника, приводит свое толкование о причинах избрания Богом Марии Матерью Иисуса Христа, и долгого пребывания Ее во Святая Святых Иерусалимского храма:

«И не только однажды Она была введена во Святое Святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо через Нее в свое время имели открыться Небесные Обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в чудесное Ее Рождение. Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении».