97-я годовщина расстрела верующих у Воскресенского собора г. Шуя

15 марта исполнится 97 лет с того дня, когда православные люди города Шуя встали у дверей Воскресенского собора, чтобы защитить святыни от безбожников. В 1921 г. вследствие небывалой засухи, а также жестокой политики продразверстки в отношении крестьянства начался страшный голод в Поволжье. Голодало около 20 миллионов человек. Патриарх Тихон обратился с призывом к российской пастве и благословил сбор средств в пользу страдавшим от голода. Церковным комитетом помощи голодающим было собрано большое количество материальных средств, в том числе, были пожертвованы драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употребления.

Однако советские власти решили использовать наступивший голод для борьбы с Церковью. В начале 1922 г. под предлогом сбора средств для голодающих издается Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», согласно которому должны были изыматься все без исключения драгоценные церковные предметы. Патриархом Тихоном было издано воззвание к пастве, в котором указывалось, что Церковь не может одобрить изъятие из храмов богослужебных предметов, это является святотатством и нарушением церковных канонов.

В Шуе комиссия по изъятию церковных ценностей была создана 3 марта. Настоятель Воскресенского собора протоиерей Павел Светозаров сообщил, что он сам отдать имеющие богослужебное употребление церковные предметы не может, но и оказывать сопротивления комиссии не намерен. Протестующие прихожане в течение нескольких дней преграждали вход в собор комиссии по изъятию ценностей, которая намеревалась произвести опись находящихся в храме драгоценных предметов.

15 марта 1922 года у Воскресенского собора собралась большая толпа народа. Это была среда третьей седмицы Великого поста, в храме совершалась Литургия Преждеосвященных Даров. При очередной попытке членов комиссии войти в сопровождении охраны у стен собора возникли беспорядки. Конной милиции и прибывшему затем вооруженному отряду красноармейцев было оказано сопротивление. Люди отбивался кольями и поленьями, начали раздаваться возгласы: «Все равно умирать — умрем за Божию Матерь!». После ударившего с колокольни набата по защищавшим собор прихожанам была открыта пулеметная стрельба сначала поверх голов, потом по самой толпе и по звонившим. Среди защитников храма пострадало 22 человека, четверо были убиты.

Первым был убит прихожанин храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился неподалеку от дома о. Павла Светозарова и крикнул: «Православные, стойте за веру!» – и был тут же убит выстрелом в висок.
К упавшему юноше подбежали дети, но были оттеснены милиционерами. Один из безбожников сказал:
– Если вы не уйдете, стрелять будем.
Дети забежали во двор и тем спаслись от теснивших их лошадьми милиционеров.
Второй была убита девица Анастасия. Этим утром по пути на фабрику она остановилась у собора, поднялась вместе с другими на его ступени – и там была застрелена. Были убиты Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев. На юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году миряне Николай, Авксентий, Сергий и Анастасия были причислены к лику новомучеников.
Только увидев падающих от выстрелов людей, народ потеснился и побежал.
В это время служба в храме подходила к концу. Памятуя, что власти обещали не производить изъятия 15 марта, настоятель Воскресенского собора о. Павел вышел на амвон и сказал:
– Никакой комиссии сегодня не будет, вы можете спокойно разойтись по домам.
Выступили и члены церковной комиссии, уговаривая всех разойтись. Но после того, что произошло у стен храма, никто не верил, что изъятия не будет. В храме осталось больше трехсот молящихся.

Насильственное изъятие основных ценностей из собора совершилось в тот же день; кроме многочисленных иконных риз был содран с престола серебряный оклад, снята драгоценная праздничная риза с чудотворной Шуйской иконы.

Прихожанка Воскресенского кафедрального собора Людмила Ивановна Силантьевна посвятила этим событиям стихотворение.

Среда Великого поста — пятнадцатое марта.

Событию тому почти уж век,

Но память наша ничего не забывает,

Ведь так устроен православный человек

 

Пришли разграбить храм и унести святыни,

Но на пути безбожников церковный люд восстал,

Чтоб защитить от палачей твердыню

И веру православных христиан.

 

Святыми становились прихожане,

На паперть падали, спасая Божий храм,

И грудь их пули вражьи прошивали,

Как страшный сон, сейчас все это нам.

 

И их святая кровь лилась рекою,

Ни тени страха не таилось в их сердцах,

Крестились ослабевшею рукою,

Лишь жертвенности строгость в их глазах.

 

А время шло и раны рубцевало,

Но подвиг, совершенный за Христа,

За церковь нашу, веру православну,

Мы чтим, главы преклонше у креста.

 

Горя пред Богом, будто бы свеча,

Какие лики смотрят с образов,

Мы молимся им, помощи прося,

И милости мы просим для врагов.

 

А подвиг новомучеников Шуйских

И тысяч православных христиан

Святая церковь наша прославляет

В иконах и молитвах прихожан.

В этом году 15 марта приходится на пятницу Первой седмицы Великого поста. В этот день в Воскресенском кафедральном соборе состоится Архиерейское богослужение. Будет совершаться Литургия Преждеосвященных Даров, после которой состоится чтение канона мученика Феодора Тирона и освящение колива. По окончании богослужения на ступенях Воскресенского кафедрального собора будет отслужена лития по всем, пострадавшим в годину гонений на Церковь православную.