Константин Малофеев: Пожар в Соборе. Франция только катится в ту бездну, где мы уже были

Беседа корреспондента Радио «Радонеж» Е.К. Никифорова с политическим деятелем и меценатом Константином Валерьевичем Малофеевым о пожаре в соборе Парижской Богоматери.

Никифоров: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня в нашей студии я приветствую мецената, просветителя, общественного и политического деятеля, Константина Валерьевича Малофеева. Наш гость известен широкой аудитории прежде всего как учредитель родственного нам телеканала «Царьград». Сейчас все СМИ начинают свои выпуски с освещения грандиозного пожара в Нотр-Дам-де-Пари. На Ваш взгляд, что это за событие, его значение для нашего крещеного мира?

Малофеев: Наверное, духовный аспект самый важный, а тем более католическая Пасха на неделю раньше нашей, и для них это Страстной понедельник. Многие мои верующие друзья из Парижа как раз писали сообщения, в шоке находясь, потому что для них это как для нас Кремль, наверное, или Успенский Собор. А он у них еще и один. И сейчас он горел, и это на фоне того, что во Франции 17-18 % французов называют себя католиками верующими. Конечно, у нас 70-80 называют, поэтому разница большая. Как бы то ни было, в связи с уходом Франции от своих христианских корней, с огромным количеством мусульман, арабов на их улицах, с решением два года назад министра Франции по делам религии, мусульманки по своему религиозному убеждению, о передаче 52 церквей мечетям, чтобы там сделали мечети. И вот на фоне всего этого происходит пожар. Это прямая иллюстрация многим нашим радиослушателям к книге Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери». Происходит, наверное, даже хуже чем в книге. У «Царьграда» были свои источники именно потому, что у меня есть такие друзья в Париже, которые утверждают, что основная версия, которую рассматривает штаб тушения, штаб ЧС, это все-таки поджог, уголовное преступление, это под номером один, а вовсе не халатность, как сообщается об этом в СМИ, разумеется, чтобы не будоражить общественность. Потому что на Западе давно уже не называют национальность преступников, для того чтобы не говорить, что это не французы или немцы, а арабы например или иные эмигранты. К сожалению это вполне может быть придет к такому. Из печального: мы присутствуем при закате западной цивилизации и нашим либералом некуда нас уже звать. Они нас зовут в мир, где сгорают святыни — картина ужасная. Если нам, как христианам, хотелось бы видеть и просвет и надежду, без которой невозможно, это конечно спасение Тернового венца Спасителя. По официальным данным, он спасен, Господь не попустил, чтобы эта реликвия была в огне уничтожена. Слава Богу, Терновый венец Спасителя — главная святыня, которая хранится со времен Людовика Святого, уже тысячу лет в Нотр-Дам. Попала она туда законно. Людовик не грабил Константинополь в отличие от многих других западных варваров, и вообще многие ценности попали в Европу после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. В отношении Венца Спасителя это не так. Людовик Святой приобрел его совершенно законно. Та Франция, христианская, очень этим гордилась и, слава Богу, он спасен для всего православного христианского мира.

— Наши паломники, часто бывают в Западной Европе, а там много святынь неразделенной Церкви, и Терновый венец одна из главных. Поэтому мы испытываем большую обеспокоенность. Конечно, как о всяком знамении мы не можем предположить точно, о чем оно, но в целом сердце верующего не может не почувствовать, что что-то здесь грозное и неблагоприятное.

— Мы не можем судить до конца, потому что одному Богу известно. Нет никакого события случившегося вчера или мы о нем не знаем, что оно произошло, разумеется, это Божий знак, и было горько читать, что апостасия Католической Церкви дошла до того, что пресс-секретарь конференции католических епископов сказал, что надо разбираться, в чем причина пожара, «Я не верю в знамение свыше» были его слова». Ну, до чего надо было докатиться?

— Какое же еще знамение тебе нужно?

— Да, чтобы епископ, когда сгорел Нотр Дам, главный Храм, сказал, что это не знамение свыше. А что тогда? А христианин ли ты? Ты вообще обращаешь внимание на то, что Господь управляет миром и все, что происходит, случается не без его святой воли. Поэтому, к сожалению, такое случалось, но а мы узнаем и поймем. Вот была же катастрофа в Гаити, другой франкоязычной стране, где случилось огромное землетрясение, где было известно за что — там был легализован сатанизм, не вудизм, а сатанизм. Что произошло сейчас во Франции, мы все можем судить и понимать, что там разрешили эти содомитские браки, против которых выходило полтора миллиона верующих французов, но эта масонерия, которая заседает в парламенте, вообще не отреагировала на голос французского народа. Уже 30 недель там происходит Движения желтый жилетов, которые призывают Макрона уйти в отставку. Это политические, сиюминутные вещи. Я бы не стал ставить знак равенства. Наверное, оно должно как-то открыться в духе и более духовные люди, чем мы, должны нам об этом сказать. Думаю, что это откроется в ближайшее время. Кто-то из духоносных свидетелей нам об этом расскажет.

— А кто из русскоязычных французов, наша диаспора, с которой у Вас очень тесные отношения с давних пор — как они реагируют на произошедшее?

— Они тоже в шоке. Это прямо как Дух Божий покинул Францию. Примерно такое ощущение. Знаете, когда Константинополь незадолго до того, как он был завоеван турками в русской Повести о взятии Царьграда турками, очень поэтическом труде, приводится долгое свидетельство грека, который спасся и потом жил в Москве, потом написал этот труд, о том, как некий огонь поднялся из Святой Софи и взлетел на Небо — Ангел Божий оставил святую Софию незадолго до того, как она была осквернена во время Османского завоевания. Но вот что-то похожее и точно что-то ужасное произошло сейчас. Это историческое событие и мы еще не до конца его осмыслили.

— В таком случае сразу переходим к тому, как мы реагируем на это и что для нас это может означать.

— Мы же понимаем с вами — урок в том, что та нация, которая забыла о своем христианстве, получает такие уроки. Мы это пережили за предыдущие 70 лет в Советском Союзе, за время безбожного пленения мы много что увидели, у нас на глазах происходили страшные события, мы читаем сейчас историю наших новомучеников, мы восстанавливаем храмы, которые были руинированы в 20-30 годы. Мы понимаем, к чему это может привести. Франция только катится в ту бездну, где мы уже были. Мы должны Бога благодарить каждый день, что мы живем в эпоху Торжества православия. По сравнению с тем, что творится в Европе это однозначно торжество православия. 40 000 клириков в Русской Церкви, восстанавливаются храмы, тысячи монастырей, это очень много. Для христиан, старокатоликов, которые очень близки к православию, Россия это такой глоток свежего воздуха. Они приезжают сюда и, как правило, не хотят уезжать, потому что тут та старая традиционная христианская жизнь, которую они помнят лет 50 назад в Европе. Сейчас Европа конечно страшно изменилась. С одной стороны, наступление либерального разврата, с другой стороны халифат. Что наступает на старую Европу? Россия теперь хранительница христианских ценностей для всех.

— Мы отчаянно желаем проснуться. Вы со своим Обществом русского исторического просвещения «Двуглавый орел» говорите о том, что Россия пытается вспомнить после чудовищного тяжкого забытья: кто она, что она, к чему она, не всегда это успешно. У вас энергия и помощники великолепные — это и Ваш сопредседатель, наш замечательный автор генерал-лейтенант Л.П. Решетников, который часто у нас бывает. Все аргументы выложили. Имя очень важно. Переименование улиц, городов, площадей, названных именами убийц русского народа, террористов, оголтелых, сознательных, не просто случайно оказавшихся рядом. Это были сознательные убийцы. И до сих пор люди держатся за эти имена. Ваша работа дает тот результат, на который Вы надеетесь?

— Работа только началась. Это такой тяжелый груз, который трудно сдвинуть с места, но если сдвинуть то думаю, он потихоньку станет как снежный ком. Самое важное сейчас — изменение в сознании местных депутатов, местных журналистов, тех, от кого зависит мнение на земле, в городах, в регионах. Это не старая добрая привычка — я родился на улице Свердлова, там прошло мое детство, давайте не будем менять. Примерно так они и рассуждают. Сознательных противников тех, которые говорят, что Ленин святой или что Свердлов борец за счастье народа — их мало. Обычно аргумент: давайте не будем менять, а еще и дорого. Дорого — аргумент несуществующий, потому что с введением электронного Росреестра с 1 января 2019 года по всей России, никакие документы и справки менять не нужно. Этого аргумента просто не существует. Заменить же жестяные таблички в ходе текущего ремонта несложно. Да и мы предлагаем любому городу, который будет менять, оплатить стоимость этих жестяных табличек. Так что это не вопрос.

— А что же это тогда — духовная леность? Нежелание сосредоточиться и радикально порвать со злом?

— Это такая теплохладность из серии — ну что у вас важнее дел нет? Посмотрите, что происходит — пенсионная реформа, падает уровень жизни, не хватает на зарплату, а вам заняться больше нечем.

— А честь, достоинство?

— А это то, что мы и пытаемся пробудить, и нам удается. Встречаемся с местными властями, они в общем все хорошие люди. Внутри себя они, когда начинают обсуждать копаться, то они со всем согласны, но эта привычка… А она может довести нас до очень плохого. Если мы из-за привычки будем продолжать, как нас учит Церковь, по привычке грешить, у нас есть привычка ко греху и мы его совершаем по привычке, сколько святых отцов нас учат как от этого избавляться. Но эта привычка во всем. Так и тут. Улицы знаю сто лет, зачем мне их названия менять, я привык. А дети растут. И эти имена входят им в плоть и кровь, то для детей эти имена становятся с положительной коннотацией. Это нельзя допускать. Нужно вернуться к тем названиям, которые давали первопроходцам, которые называли и основывали эти города и улицы. Мы за возвращение исторических названий. В отношении того, что построено в Советском Союзе после войны, а там уже не давали никакие имена Свердловых и прочих, там были герои войны, космонавты. Улицы Магистральные, Строителей. Мы не против них, потому что города выросли. Если взять город, то в нем 10% старый город. А 90% это новые улицы. Пожалуйста, оставляйте эти названия. Улица Космонавтов это же прекрасно. А зачем террористов, революционеров оставлять? Была улица Соборная, стала Губельмана, Ярославская. Куда это годится? Есть в станице под Краснодаром Соборный храм, а стоит он на улице Ярославского. Нормально? А он взрывал храмы по всей России и возглавлял общество безбожников. Это нормально? Вот о каких вопиющих случаях мы говорим. Нужно вернуть нам историческую память. У народа, у которого нет прошлого, не будет и будущего, если мы будем наплевательски к этому относиться. Но я не вижу тотального противодействия. Скорее это из нежелания подумать о высоком. Зачем будоражить народ. Да не надо будоражить, давайте просвещать.

— Душе моя, душе моя, что спиши?

— Вот, вот.

— Вы, на мой взгляд, совершили подвиг, потому что ваш благотворительность это не просто раздать сестрам по серьгам, а это целевые инвестиции, концептуальные. Одна из них — принесение в Россию Афонских святынь, Даров Волхвов, в частности, Ваше дело. Вы инициатор и профинансировали в значительной степени эти проекты. Сколько стояли к Поясу Богородицы? Несколько миллионов?

— 2,5 миллиона прошло всего. Но Поясом Богородицы я не занимался, я занимался Дарами Волхвов. Пояс Богородицы — фонд Андрея Первозванного, Владимир Иванович Якунин, Сергей Юрьевич Рудов с Ватопедским фондом Максима Грека. К этому я не имею отношения. Мы следующую святыню привозили в Рождество.

— Туда тоже миллионы стояли. Это наш ответ французам, которые вышли полтора миллиона протестовать против содомского греха в Париже. Париж у нас вызывает коннотации какие? — легкомысленная Франция, а уж Париж горнило разврата, на что французы ужасно обижаются. Настоящие французы помнят, что еще недавно Франция называлась Любимой дочерью Католической Церкви, там навыки жизненные, бытовые христианские еще более укреплены, чем в России. Не могу себе представить, чтоб Святейший призвал выйти на крестный ход из-за какой-нибудь скверны и вышло бы полтора миллиона, а там-то все-таки парижане вышли по призыву епископата Католической Церкви. Это совсем немало. Люди еще живы и понимают, что к чему. И нам бы такую социальную активность.

И еще вопрос, к которому Вы причастны. Вы стали заместителем председателя Всемирного русского народный собор (ВРНС), который возглавляет Святейший Патриарх Кирилл. Я с радостью узнал, что вы согласились принять участие в этом проекте, потому что ему нужно новое дыхание. Это единственная организация, которая отличается безупречностью своей истории. Там нет того, к чему склонна политика: бесконечные компромиссы, лукавство, зависимость от СМИ. Как вызрело это решение, и что Вы собираетесь на этом поприще предпринять?

— Оно не у меня вызревало, а у Святейшего и у митрополита Саввы, который является моим коллегой и заместителем Святейшего, управляющим делами Московской Патриархии. Мне было предложено, я об этом и не думал. Я взял время на раздумье, вместе со всеми своими попечениями, понимая, что это очень ответственная большая задача. И вернуться к истокам, к тому что Святейший Патриарх, еще будучи митрополитом, задумывал в 1993 году, это было непросто. Это серьезный вызов. Когда в 1993 году Собор был создан, он гремел, и это было серьезное место сборки русского народа, всех , для кого русский язык, культура, цивилизация, будущее не пустые звуки. Ту задачу, которую поставил Святейший — именно вернуть, реанимировать тот самый Собор. Мы понимаем, в чем проблемы Собора. Сейчас я только приступил и мне это очевидно, потому что как раз его мотор и его генератор идей — Сам Святейший, ушел работать на другую работу — стал патриархом. И не смог уделять Собору столько времени, как раньше. Мы обсудили со Святейшим, что Собор должен являть собой, и теперь в связи с этой задачей, которая масштабна, интересна, необходима прямо сейчас, мы и будем заниматься, чтобы придать Собору совсем другое дыхание, чтобы сделать из него такое же гремящее громкое имя в 21 веке, что мы и собираемся сделать. Во-первых, мы нашу текущую деятельность перестроим и все направления, которые уже были, получат больше наполнения. Например, правозащитный центр. Сергей Николаевич Бабурин согласился возглавить Центр. Большое имя для всех наших слушателей, политик, доктор юридических наук, человек, который в русском движении с момента его зарождения в начале 90-х. Мы предполагаем, что наша работа в этом центре по защите прав русских и православных это важно , потому что у нас есть законодательство об оскорблении чувств верующих, но оно не работает. Либералы уже кричат о том, что его надо отменять, но оно даже еще не начало работать. Наша задача, чтобы оно начало. Любое кощунство, любое осквернение, любая музыка около храма, когда там проходит служба, то есть любое глумление над нашими святынями должны оцениваться по достоинству.

Я, с вашего позволения, закончу про Соборы и защиту верующих. Я бы хотел обратиться к нашим радиослушателям: если у них есть факты оскорбления чувств верующих, нужно обязательно сигнал посылать, можно прямо с сайта Всемирного русского собора, на сайте «Двуглавого орла», на сайте радио «Радонеж» можно. Ваше обращение не останется неуслышанным. Занимайте активную позицию, потому что очень правильно сказали, что мы же и спасаем этих глумителей от гнева Божия. Лучше сейчас их остановить, пока это возможно. Чем потом это закончится плачевно, наказанием уже не от нас. Это важно. Не проходите мимо. Мы будем рассматривать, а радио «Радонеж» будет освящать.

Радио «Радонеж»