Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – первый двунадесятый праздник, освящающий начало церковного года. В то же время Рождество Богородицы является первым по хронологии в священной истории воплощения Господа Иисуса Христа, оно открывает христианскую эру. Появление на свет Девы Марии подготовляло таинство пришествия в мир Спасителя. Благодаря чистейшей среди живших на земле дев, Ее жертвенному служению, смогло непостижимо соединиться Божественное и человеческое естество.

О событии Рождества Девы Марии не рассказано в канонических Евангелиях. Известный ныне рассказ об обстоятельствах Ее появления на свет приводится в древнем письменном памятнике II века, называемом Протоевангелие Иакова. Хотя это сочинение считается апокрифическим (не каноническим и не богодухновенным), сведения из него, тем не менее, стали частью Священного Предания Церкви.

Умилительный рассказ о бездетной супружеской чете Иоакима и Анны является глубоким свидетельством того, что чистый плод произрастает от чистого древа. Иоаким и Анна происходили из рода царя Давида, и иудеям было хорошо известно древнее пророчество, что именно из царского рода произойдет Мессия – Помазанник, духовный Освободитель всего человечества. Также двенадцати коленам Израиля, происходившим от двенадцати сыновей праотца Иакова, не разрешалось смешивать роды между собой. Вера в рождении Мессии была столь глубока, что для поколений евреев, не сподобившихся прижизненного лицезрения Мессии, оставалась надежда на встречу с Ним у своих потомков. Бесплодие рассматривалось как наказание Божие за какие-то тяжкие личные грехи или грехи своего рода, и лишенный потомства находился в презрении у соплеменников, он как бы исчезал из людской памяти.

Такой бесплодной четой были престарелые Иоаким и Анна. Они уже были в таком возрасте, когда естество человеческое не способно к деторождению. Живя чистой и непорочной жизнью, чуждой всякого греха, супруги были крайне опечалены своей бездетностью. Однажды праведный Иоаким пожелал принести жертву в Иерусалимском храме. Однако некий книжник, подозревая его в каких-то тайных прегрешениях, сказал ему: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомство в Израиле!» Получив такое бесчестие, случившееся в присутствии многих людей, старец удалился в пустыню, где паслись его стада, и дал обет не возвращаться обратно до тех пор, пока после слезной молитвы он не сподобится какого-либо знака свыше о том, почему ему это попущено.

Праведная Анна, узнав о постигшем ее мужа оскорблении, в слезах вышла во двор дома, где увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами. Счастье птиц, имевших свое потомство, было немым укором их супружескому неплодию, что переполнило скорбью душу святой Анны. Она так взмолилась Богу: «Господи Боже всемогущий, давший потомство и плодородие всякой твари, и зверям, и змеям, и рыбам, и птицам, давший им радоваться на своих детенышей! Я приношу Тебе благодарность, ибо Ты приказал мне одной быть лишенной милостей благости Твоей, ибо Ты знаешь, Господи, тайну моего сердца, и я сотворила обет от начала пути моего, что если Ты дашь мне сына или дочь, я посвящу их Тебе в Святом храме Твоем». Слезные молитвы Иоакима и Анны были услышаны, и Ангел возвестил Анне, что Господь сотворит чудо, дав рождение заматоревшей женской утробе. Анна поспешила в Иерусалим, где, встретив мужа, радостно передала ему святую весть. Она узнала от супруга о том, что он получил такое же ангельское известие. У родителей родилась благословенная Дочь Мариам (Мария), что означает «госпожа», которую они посвятили на служение в храме.

Скорбь пожилым родителям Иоакиму и Анне была попущена ради свидетельства о чуде Рождения Девы, которое превосходит пределы человеческого естества, а также ради указания на особенное благоволение Божие к появлению на свет будущей Матери Спасителя от благочестивой четы.

На святой Афонской горе в скиту Святой Анны в специальном мощевике хранится бесценное сокровище – часть левой ноги святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию, на эту стопу падали слезы скорбящей Анны, которая просила у Бога даровать ей дитя. Нетленная ножка в ковчеге всегда теплая. В том же скиту находится чудотворная икона святой праведной Анны. Молитвы к этой иконе многих родителей, не имевших детей, были услышаны. Перед иконой находится ларчик, наполненный фотографиями малышей, родившимися по молитвам святой праведной Анны.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна считаются покровителями материнства, благословляющими неплодных родителей.