Крестный ход на родину святителя Николая (Клементьева)

29 августа по благословению епископа Шуйского и Тейковского Матфея в Комсомольском благочинии Шуйской епархии состоялся крестный ход в честь 780-летия обретения Феодоровской Иконы Божией Матери и священномученика Николая, архиепископа Великоустюжского.  Прошедший крестный ход стал первым в истории Комсомольского благочиния. 

Он состоялся по инициативе настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Писцова, протоиерея Михаила Собчука и руководителя  Тейковского отделения общества русского исторического просвещения «Двуглавый орел», члена комиссии по канонизации святых Шуйской епархии Сергея Потанина.

Перед крестным ходом состоялся молебен в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Писцова, на нем присутствовали прихожане храма и прибывшие из города  Тейкова паломники.  Маршрут крестного хода должен был пройти через малонаселенные и практически опустевшие села района. Участники крестного хода поставили перед собой задачу побывать у разрушенных святынь, а конечной точкой молитвенного шествия должен был стать находящийся в труднодоступной местности  храм Феодорской иконы Богородицы в бывшем селе Лосево. В этом году у храма юбилей – 150 лет со времени его возведения. Упраздненное село Лосево известно тем, что оно является родиной священномученика Николая (Клементьева), архиепископа Великоустюжского и епископа Сестрорецкого.

Добравшись на транспорте до древнего села Сорохта, богомольцы остановились у поклонного креста. Его селяне установили на месте разрушенного в годы гонений на веру храма Преображения Господня.  Он был сооружен в селе в далеком 1798 году. В трапезной Преображенского храма размещались Никольский и Петропавловский приделы, была обустроена многоярусная колокольня. У поклонного креста отцом Михаилом был отслужен молебен. Дальше путь крестоходцев лежал в село Филиппково.

Сейчас в некогда крупном селе Филиппкове на зиму остается всего один житель, дачники разъезжаются в города. Посреди села стоит каменный храм Святителя Николая, возведенный в 1808 году. Здание хоть и заброшено, но довольно крепкое, в помещении основного храма видны фрагменты росписи. Закрыт он был сравнительно недавно-в 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь. Видно, что иногда храм посещают: тут и образ Спасителя, написанный рукой художника-самоучки,  и огарыши свечей перед ним. В стенах опустевшего храма гуляет ветер, своды целы, благо старинная кровля на храме еще держится. Здесь отцом Михаилом был отслужен молебен небесному покровителю храма- Святителю Николаю.

На молебен пришел и Михаил — единственный житель опустевшего села. Сам перебрался в эти края из Иванова и остался здесь уже навсегда. Рассказывает, что Святитель Николай выводит к этому храму заплутавших в лесу грибников. Бывали случаи, что грибники плутали по лесу  по нескольку дней и, уже отчаявшись, обращались с мольбами о помощи к Святителю Николаю и выходили к филиппковскому храму.  Любители тихой охоты удивлялись, что пришли в соседнюю область; сами были из Нерехтинского района Костромской области. До революции все эти края, включая и Филиппково, относились к костромским владениям. У Михаила теплится надежда, что храм возродится, что его будут посещать как местные, так и  люди из соседнего села Сорохта.

Далее путь лежал в бывшее село Лосево. Это самый трудный участок пути. Вся дорога изуродована лесозаготовительной техникой. В обычном понимании дороги и вовсе нет, просто огромные колеи, в которых во время дождливого лета стояла вода. Только сила молитвы позволила преодолеть этот маршрут.  Каково же были ликование крестоходов, когда из за леса показался Федоровский храм!

Церковка небольшая, крепкая из красного кирпича, стоит в совершенно пустынной местности посреди поля. Вокруг нее ранее был погост, но с упразднением села безбожные власти уничтожили и  могилы почивших обитателей Лосева. Место благодатное, нет у стен храма ни  кустов, ни сорной травы.

Если заглянуть в исторические сведения о местных нерехтинских  храмах, то станет  ясно, что деревянная церковь в селе Лосево существовала в 17-18 веках, освящена в честь особо почитаемого в костромских землях образа Богородицы именуемого Феодоровской, но затем была упразднена из-за ветхости. В 1869 году за счет средств отставного штабс-капитана Ивана Платоновича Шишелова и с помощью других прихожан и жертвователей была построена одноименная каменная церковь с оградой и колокольней. Кладбище находилось в ограде при церкви. В 1911 году отмечено 210 прихожан села.

В наши дни в заброшенный храм приходят люди из соседних селений. На предалтарной стене установлены образы Богородицы и Спасителя, перед ними стоит самодельный подсвечник.

Протоирей Михаил Собчук провел в стенах храма молебен, затем был прочитан акафист Федоровской Иконе Божией Матери. Эта икона издавна очень  почитаема русским народом и известна как покровительница царского Дома Романовых. Во время богослужения над сводом храма парили ласточки, тоже славили Бога вместе с пришедшими в это безмолвное место паломниками.

 

В храм богомольцами был принесен образ  священномученика Николая (Клементьева). Имя Святителя Николая особо почитается в местах его служения в Ленинградской и Вологодской областях,  и в месте ссылки и казни — в Казахстане. На родине о святом знают пока не все. Глубоко символично, что мученика  молитвенно вспоминали в стенах этого храма, где некогда и крестился будущий Владыка Николай, принявший смерть за веру Христову.

Николай Федорович Клементьев появился на свет 6 октября 1875 года в  селе Лосево Нерехтинского уезда. Он был младшим и единственным сыном в священнической семье. В 1884 году он поступил  в Костромское духовное училище, затем в Костромскую духовную семинарию, которую окончил в 1895 году. В 1899 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и получил должность учителя логики и латинского языка в Александро-Невском духовном училище. 7 мая 1904 года был рукоположен в сан иерея.  С 7 декабря 1908 года служил в церкви Сошествия Святого Духа на Большой Охте. После 1914 года овдовел.

7 апреля 1919 года отец Николай возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Петроградского храма Сошествия Святого Духа, а также благочинным 10-го благочиния. В 1922 году был арестован по делу «об изъятии церковных ценностей», приговорен к трем годам заключения, но через 9 месяцев освобожден.

В 1924 году принял монашество и 23 июня был хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Петроградской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Тихон (Беллавин). Активно противодействовал обновленцам. 15 декабря 1925 года был арестован и отправлен на три года в Иркутскую область. В 1929 году был освобожден с ограничением в местожительстве.

Епископ Николай поселился в Твери и только в 1931 году смог вернуться в Ленинград, где полтора года жил у своих дочерей, пока не была введена всеобщая паспортизация. Владыке не разрешили получить прописку в Ленинграде. Он выехал в город Тихвин, но и там ему отказали в прописке.

22 марта 1933 года Владыка Николай был назначен епископом Никольским, управляющим Великоустюжской епархией. В мае 1933 года прибыл в Великий Устюг, в следующем году стал архиепископом. 7 декабря 1935 года был арестован вместе с девятью своими сослуживцами по обвинению в «участии в контрреволюционной группе». Обвинение гласило: «Архиепископ Клементьев в городе Великом Устюге с конца 1933 года организовал вокруг себя наиболее реакционную и антисоветскую настроенную часть духовенства, с которыми под предлогом заседания епархиального совета и разных празднеств устраивает сборища, обсуждая на них вопросы противодействия советской власти. Кроме этого, для контрреволюционной агитации широко использовал церковный амвон».

3 сентября 1936 года особым совещанием при НКВД СССР был осужден на 5 лет ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал в селе Ванновка Южно-Казахстанской области. 23 декабря 1937 года был арестован в ссылке по обвинению в «контрреволюционной деятельности».  Владыка Николай был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 31 декабря 1937 года.  Новомученик был канонизирован Церковью в 2000 году на юбилейном соборе. Потомками священномученика Николая была выпущена книга о его пути на Голгофу – «Возьми свой крест и следуй за мною».

Всех собравшихся в храме потряс урок стойкости в Вере и любви  ко Христу, который преподал нам Святитель Николай, родившийся в этом месте.  Он, претерпевая на протяжении 15 лет гонения и унижения, говорил: « Если на зло отвечать злом, то зло с вами».

Печально, что храмовый комплекс в Лосево заброшен. Его стены еще хранят память о детских годах будущего святого. Пережившие гонения на веру строения продолжают уничтожать в наши дни. Так, храмовую сторожку разбирают на кирпич лесозаготовители среди белого дня. По всей видимости, бутят церковным камнем разбитые дороги в дальние лесные  делянки.  Еще месяц назад, до крестного хода, здание церковной сторожки стояло прочное и ничто не предвещало беды. Сами заготовители леса — выходцы из южных республик, православные святыни им совершенно чужды. К сожалению, с горечью приходится констатировать, что заступиться за храмовый комплекс на родине святого абсолютно некому. Наши православные святыни продолжают уничтожать, как  в далекие 30-е годы минувшего века. Что будет с храмом в следующем году, когда сюда вновь придет крестный ход, чтобы поклониться родине святого — тоже до конца неясно. Пока остается уповать лишь на небесное заступничество Святителя, священномученика Николая.

 

                     Молитва Святителю Николаю (Клементьеву)

О священная главо, священномучениче Николае, святителю Христов, преславный, мученической кончиной увенчаный, на небеси престолу Божию предстоянии в сомне святых исповедников и новомучеников земли Российская. Моли всемилостивого Господа сохранити Святую Церковь от ересей, расколов и нестроения безбожников, страну нашу от нашествия иноплеменников сохрани, мир и благоденствия нам даруя. Люди православные в вере и благочестии укрепи. Всему же народу нашему исходатайствуй покаяние за грехи отец наших, иже отступиша от веры и воздвигше гонения и разориша храмы Божие и обители святые и убивавшие христиан. Посети Боже люди Твоя, да отвратятся погибельных путей и обрящут Путь, Истину и Жизнь, да исповедуют Господа во святой Троице прославляемого Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.