Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Воздвижения Креста Господня после всенощного бдения в Спасо-Преображенском соборе г. Тольятти

26 сентября 2019 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня в Спасо-Преображенском соборе города Тольятти. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Высокопреосвященнейшие владыки! Ваше Преосвященство, владыка Нестор, правящий архиерей сего святого града! Дорогие отцы, братья и сестры!

Радуюсь, что в городе, который исторически носил имя Креста — Ставрополь-на-Волге, то есть город Святого Креста на Волге, — я имел возможность вознести Крест Христов в этом замечательном новом кафедральном соборе, который свидетельствует, как и многое другое, что здесь построено и строится, об обновлении нашей жизни, всех ее сторон. И как важно, что не только о человеческом и земном пекутся жители града сего, возводя замечательные постройки для труда и жизни, но что здесь строятся и Божии храмы, и существуют замечательные православные учреждения, которые объединяют молодежь и дают образование, укрепляя и в молодых, и в людях любого другого возраста веру в Господа и Спасителя.

Мы совершаем празднество в честь Креста Христова. Многие на протяжении всей истории, в том числе разного рода мудрецы, задавались вопросом: «Для чего же Богу Всемогущему, Который из ничего создал вселенную, Который может все, отдавать Своего Сына, то есть Самого Себя, в жертву? В жертву человеческой злобе, в жертву человеческой неправде? Зачем являть такой странный образ Божественного всемогущества?» Действительно, человеческое всемогущество никогда не бывает связано со слабостью, но только с силой. Исторические герои всегда славны либо своими воинскими подвигами и победами, либо политическими достижениями, либо невероятным мужеством и силой. А здесь Христос — распятый, поруганный, являющий образ слабости человеческой. Конечно, в этом нет никакой ошибки, даже нет ничего нелогичного — только не с точки зрения нашей бытовой, человеческой логики, но с точки зрения логики Божественной. Ведь Господь посылает Сына Своего Единородного в мир, чтобы спасти этот мир. Это Бог нас спасает. Не герой, не политический лидер, не человек огромных способностей — Бог спасает, потому что человек, находящийся в рабстве греха, не может самого себя спасти. Господь через страшные истязания, через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.

Крест есть великое явление мудрости и любви Творца к роду человеческому. Вот почему все праздники, связанные с Крестом, мы окружаем особым почитанием, особым торжеством, как и праздник, установленный в честь Воздвижения Креста, который был сброшен в ров рядом с Голгофой и в течение столетий покрывался слоем земли и многими другими крестами, потому что Голгофа была местом казни. В этом рву, в этом месте мерзости запустения и был явлен Животворящий Крест Господень. Его явление, его вознесение над людьми, благословение им всего народа и стали основой того праздника, который мы так торжественно совершаем. Совершаем, потому что знаем силу, исходящую от Креста Господня. Знаем, как эта сила спасает младенцев и отроков, которых благословляет любящая рука матери или отца. Знаем, как эта сила спасает и ограждает от гибели воинов, которых любящая рука матери благословила на ратный подвиг, которые сами с верой возлагают на себя образ Креста.

Всякий раз, когда нам трудно, — даже тем из нас, кто не вполне воцерковлен, — мы крестимся, иногда поспешно, иногда не совсем правильно, ибо понимаем, что тем самым привлекаем к себе силу спасающей Божественной благодати. И уж если Господь спас мир от силы диавола, то Он может и нас спасти от искушений, соблазнов, от разного рода тяжких испытаний, с которыми мы сталкиваемся.

Празднование Воздвижения Креста Господня — это торжество Креста, торжество, которое стало частью великой традиции Церкви. Уже не знак поражения, не знак слабости человеческой мы видим в Кресте, но только явление Божией силы и Божией премудрости.

Под знамением Креста Господня да хранит Господь землю Русскую! Да хранит Господь народ наш в вере и единомыслии! Да хранит Он нашу молодежь от легкомысленных поступков и свойственных возрасту заблуждений! Пусть дарует каждому, кто обращается к Нему с верой, мудрость и силу, способную провести через непростые обстоятельства жизненного пути! Крестная сила, помогавшая спасать Отечество, помогавшая спасать народ, пусть спасает и всех нас в ответ на наши молитвы и на нашу веру. Аминь.

Патриархия.ru