Проповедь на праздник Сретения Господня. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня мы празднуем славный и радостный праздник Сретения Господня. Он так называется потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме 40-дневного Младенца Господа Иисуса Христа с Пречистой Его Матерью.

Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.

Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения – стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира, и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его как врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всем протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни – с верой и любовью, а другие – с неверием и ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и Пришествия Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий!

Кроме усвоения этой божественной истины, настоящее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в отношении нашей собственной жизни. Праведный Симеон, который, по преданию, жил 360 лет, ибо было ему предсказано, что не умрет, пока не увидит Христа Спасителя, когда взял на руки Младенца Христа, то духом возрадовался и воспел дивную песнь. Его очи видели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет. Но, чтобы такую песнь мог при смерти воспеть и каждый из нас, для этого нужно и нам стать Богоприимцами и Богоносцами.

Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но наипаче потому, что он в сердце своем носил Христа вместе с Отцом и Святым Духом. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство.

Для того, чтобы восприняли мы сие высокое достоинство, требуется только одно: чтобы мы любили Христа, соблюдали святые Его заповеди и не запирали сердца своего, когда Он стучится к нам через ниспосланное для нашего вразумления слово Свое, или через скорби. Отсюда ясно, что Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы и любит Бога.

Будем, дорогие братья и сестры, стремиться к сему высокому достоинству и мы. Будем являть свою любовь к Господу соблюдением Его святых заповедей, чтобы и в наших сердцах устроил Он для Себя светлые обители, дабы и мы могли в жизни своей сделаться Богоносцами. А при отшествии из этой временной жизни к нетленной, вечной от всей души могли воспеть подобно праведному Симеону: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. Аминь.