Чин Пассии в Воскресенском кафедральном соборе г. Шуя

Вечером 15 марта епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил вечерню с чином Пассии – чтением акафиста Страстям (страданиям) Христовым в Воскресенском кафедральном соборе города Шуя.

Среди сослуживших Владыке – ключарь Воскресенского собора иеромонах Тихон (Захаров), духовенство Шуйской епархии. За богослужением пел хор Воскресенского собора.

После прочтения глав Евангелия от Матфея, посвященных страстям Христовым, епископ Матфей обратился к собравшимся со словами проповеди:

«Сегодня мы совершаем первую Пассию этим Великим постом. Грех Адама поразил все человечество и, как тля, начал распространятся во всем мире. Эта тля до такого состояния довела все человечество, что существование мира уже стало невозможным, ад переполнился, люди изнывали от страстей и грехов. В это время Господь рождается, как говорит апостол Павел, «зрак раба приим, в подобии человечестем бысть, смирив себе даже до смерти, смерти же крестныя». Пик Божественного смирения, Божественного уничижения — Голгофская жертва, Голгофские страдания. Это та бесценная жертва, которая искупила весь мир. Слушая сегодняшнее Евангелие, мы еще раз вспомнили это событие, скорбное, страшное, но славное, ведь без этой жертвы не могло совершиться искупление грехов рода человеческого.

Мы видим поведение очень многих людей, и оно важно для нас потому, что и в нас все эти страсти и грехи живут. Мы видим князей Иудейских, которые злобой дышали, завидовали и хотели погубить Спасителя. Мы видим Пилата, который от испуга умыл руки, сказав формальные слова: «Неповинен в крови праведника сего». Народ возопил: «Кровь Его на нас и на детях наших». Мы видим воинов, которые казнь человека рассматривали как увеселение. Настолько жестокими были их сердца, что казнь человека представлялась развлечением и шуткой, они хотели поиздеваться над человеком. Мы видим толпы народа, проходящие мимо. Люди проходили и с издевкой, презрением, уничижением произносили какие-то слова. И в этой массе народа были все страсти, которые и сейчас в нас есть: злоба, зависть, презрение, злые шутки, издевательства, все то, что тогда было, оно, может, сейчас в разы больше проявляется в нашем отношении к ближнему.

Мы видим других людей, которые вели себя совсем по-другому. И первой была женщина, которая возлила миро на главу Спасителя. Ее покаяние было настолько глубоким, что она ничего не жалела для Бога, возлила сосуд мира и была рада, что она может это сделать. Это было самое деятельное покаяние. Мы знаем, что не хорошую жизнь она вела, но она совершила покаяние, не на словах, а делом. Среди апостолов был ропот, зачем такие траты, можно было бы на эти деньги нищих накормить, но Господь сказал: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Это была жертва от любви, от раскаянного сердца, не формальное жертовоприношение, а жертвоприношение от любящего сердца. Мы видим действия апостола Петра, который по своей слабости, по трусости трижды отрекся, но потом раскаялся так, что плакал до самой своей мученической кончины.Постоянные борозды от слез всегда были у апостола на лице, и он даже не посмел принять такую же кончину, как Господь, сказал, что недостоин, и его распяли вниз головой. Такое же покаяние принес разбойник благоразумный, который совсем не был среди апостолов, но было у него такое сердце чуткое, какая-то любовь теплилась в нем, какие-то добрые дела из прошлой жизни; было в нем что-то такое, что позволило ему произнести слова: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». И Господь его простил, ему ответил, и разбойник стал первым насельником рая.

В книге Иова сказано, что человек рождается для страданий. Апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит: вы призваны не только к вере, но и к страданию со Христом. Конечно, самое великое страдание Спасителя мы не можем вместить в свое сознание. Тайна Креста, тайна Голгофского страдания невместима в логическое сознание. Это величайшая тайна, перед которой благоговели Ангелы, не понимали ее, тайна, которая не может просто так человеку открыться. Для того, чтобы к ней приблизиться, человек должен очистить свое сердце, стать подлинным христианином.

Мы говорим, что все призваны к страданию. Свт. Феофан Затворник пишет, что вера, подкрепленная страданием, это величайший дар Божий. Сегодня утром мы молились Шуйским новомученикам, которые в этот день были расстреляны. Они величайшую веру подтвердили тяжелейшими страданиями и мученической смертью.

Каждый человек, который стремится к блаженной вечности, проходит свою Голгофу. Иногда человеку кажется, что она уже у него в жизни прошла, он много всего претерпел, но оказывается, что она еще впереди. И она совершенно разная: это может быть сейчас не то, что было в революционные времена, это другие страдания, но это та же Голгофа. Если человек во Христе проходит страдания, они ему вменяются в праведность. Но зачастую он желании уклониться, ведь наша человеческая слабость толкает нас отказаться от того, что трудно, тяжело, больно, неприятно, вызывает дискомфорт в жизни, в личной, семейной, общественной. Всегда человек стоит перед выбором: либо уклониться от своей Голгофы, либо испросить у Бога помощи, чтобы свою Голгофу, несмертельную, без ропота, без осуждения, без злобы понести.

Страдания заключаются во всем. Подлинная исповедь — это страдания, это терзания души. Перемена сознания связана со страданиями: человек исстрадался от того, что ему тяжело от греха, который он когда-то совершил, от какой-то страсти, которую он пытается бросить, но она опять дает о себе знать, и он начинает мучиться, потому что не может так просто от нее уйти. Жизнь христианина всегда связана со скорбями и страданиями, но дело человека, как он относится к ним. Если он постоянно ропщет, что не заслужил такой кары, достоин лучшего, тогда это страдание может и в грех вмениться.

Весь пост направлен на то, чтобы немножко пострадать, чуть-чуть ущемить свою плоть, чуть-чуть поиспытать свою душу, взирая на величайшие страдания Господа, Который страдания освятил, и во всех наших страданиях Он сострадает и помогает нам нести свой маленький крест. Дай Бог нам всем проходить поприще поста с такими мыслями, намерениями, чтобы это было нам на пользу, во очищение нашей души».

   

«