Архиерейское богослужение в Покровском храме г. Шуя

20 марта, в пятницу 3-й седмицы Великого поста, епископ Шуйский и Тейковский Матфей молился за уставным богослужением в Покровском храме г. Шуя и совершил Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Преосвященству сослужили наместник Николо-Шартомского монастыря архимандрит Филипп (Понамарчук), настоятель храма игумен Петр (Зобов), настоятель Казанского храма с. Якиманна игумен Мануил (Шварцман), настоятель Алексеевского храма г. Шуя иерей Михаил Круглов. За богослужением пел хор храма.

По запричастном стихе архимандрит Филипп произнес проповедь:

«Ныне силы небесныя с нами невидимо служат

Господь хотел, чтобы рай, который был в Едеме, был распространен по всей земле, чтобы первозданный человек Адам обожился, и с ним бы обожилась вся вселенная.  Свт. Григорий Палама, которого на этой неделе мы вспоминаем, говорил, что человек превыше всех небесных сил, созданных Богом. В первый день Господь сотворил Ангелов, как святые отцы говорят, сотворил Ангелов в молчании Своим словом: «Да будет свет!» Когда же Бог сотворил человека, Он вдохнул ему в лице дыхание жизни, то есть каждому человеку дал Святаго Духа. Посредством Святаго Духа мы общаемся с Богом.

Рассмотрим, что же Господь дал человеку. Господь создал человека, Господь дал ему Святаго Духа, Господь ради человека пришел на землю,  ради него пострадал, воскрес. Господь преподает Себя нам, и мы Его принимаем. Человек стал превыше Ангелов небесных, и все силы небесные с ним служат. Человек становится эгоистом, когда, видя все это, не отдает должное Богу. Он принимает все это, но ничего Богу не отдает. Это очень неприятно, как любому, когда какой-то человек получает большие подарки, но ничего не отдает взамен.

Что мы можем отдать Богу? Мы можем отдать свою греховную жизнь, то есть исправиться, жить по заповедям и бороться со страстями. Свт. Григорий Палама говорит,  чтобы бороться со страстями, нужно приучать себя к молитве, к молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Сам свт. Григорий Палама был великим подвижником и творителем Иисусовой молитвы. Много лет он жил на Афоне, в других местах, уединялся в пещерах и творил Иисусову молитву. Он говорил, что не только монахи должны творить Иисусову молитву, но все христиане должны этим пользоваться.

Зачем нужна молитва? Молитва есть общение с Богом, призывание Бога в борьбе со своими страстями. Кто творит 300 молитв, кто 500, кто 1000, сам свт. Григорий Палама творил около 12000 молитв. «Непрестанно молитесь», – говорил апостол Павел. «Всегда имейте общение с Богом через молитву», – говорил свт. Григорий Палама. Поэтому, особенно в эти святые дни Великого поста, Господь каждого из нас призывает к тому, чтобы хоть немного себя перебороть, с помощью поста, с помощью молитвы, хождения в храм победить хотя бы не саму страсть, а малую часть страсти. В эти святые дни как никогда лучше нам использовать то, что нам предлагает Святая Церковь через эту  Неделю, когда мы вспоминаем свт. Григория Паламу, который учит, что мы все должны общаться с Богом посредством Иисусовой молитвы: «Господи,  Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

 

По окончании богослужения епископ Матфей обратился к собравшимся с Архипастырским словом:

«Дорогие братия и сестры! Всех сердечно поздравляю с Преждеосвященной Литургией. Как в заамвонной молитве читается, мы все призваны, чтобы сокрушить главы невидимых змиев и победителями греха явиться. На это направлен не только Великий пост, но и вся наша жизнь. Самая большая проблема человека – это грех. Эпидемия греха – это самое страшное. Особенно в Велкий пост мы должны обращать внимание на свои грехи, на свои страсти. Все молитвы великопостные на это направлены. В молитве прп. Ефрема Сирина мы просим: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», не даждь ми духа страстей, из которого произрастают все грехи. Наоборот, испрашиваем дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви – дух, от которого произрастают начатки добродетелей. Всеми любима молитва «Да исправится молитва моя», которую мы совершаем на каждой Литургии Преждеосвященных Даров: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Псалтирь пророка Давида – величайшая книга. Псалмы он выстрадал своим сердцем, впадая в различные обстоятельства, грехи, составлял псалмы, которые исходили из исстрадавшегося сердца. Мы говорим, что они богодухновенные, и, читая их, мы через них почерпаем Божью благодать. Этот 140 псалом – «Да исправится молитва моя» – был составлен пророком Давидом в момент, когда его тесть царь Саул подозревал, что Давид хочет его убить, чтобы стать царем, завладеть царством. Конечно, это было несправедливо. Пророк Давид такого даже не помышлял. Вместе с тем он понимал, что у него есть грехи, за которые он может быть наказан. Поэтому ему пришлось бежать. Эти великие слова, излившиеся из его сердца, вошли в чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров. Нас всегда есть за что наказать. У нас всегда есть прегрешения, за которые мы можем претерпеть болезни, смерть, тяжелые обстоятельства, еще что-то. Но, по милосердию Божию, мы живем,  молимся, просим у Бога прощения, сподобляемся Таинств, и жизнь продолжается. Эта молитва очень важная. Она западает на сердце человека. Наши государственные деятели советского времени, которые обучались еще в царской России, это песнопение очень любили и даже исполняли его вне богослужения. Богослужения не посещали, но издетска эта молитва им запала, и они ее с радостью могли исполнить уже в преклонном возрасте, и исполнить от сердца, не просто ради детских воспоминаний,  а для того, чтобы этой молитвой помолиться.

Сейчас много различных разговоров о новой эпидемии, и люди впадают в различные крайности. Отдельные люди настолько напуганы, что погружаются в уныние, тяжелое состояние, другие смеются над всем этим. Много в интернете анекдотов и шуток о коронавирусе. Но человек-христианин должен трезво относиться ко всему, есть какая-то всегда середина. Если какая-то опасность есть, то сказано: «Береженого Бог бережет», «Не искушай Господа Своего». Один спортсмен, понимая, что много неправды говорят об эпидемии, начал демонстративно хвататься за вещи своих коллег, которые заболели коронавирусом, и сам заболел. И тогда он начал совсем по-другому говорить обо всем. До этого все в шутку превращал, а, когда самого его коснулось, совсем по-другому заговорил.

Конечно, та инструкция, которую мы все читали, очень жесткая, особенно в отношении таинств. Мы понимаем, что одноразовыми лжицами мы причащаться никогда не будем, но простые методы гигиены никто не отменял. Лишний раз протереть иконы – в этом ничего страшного нет, протереть ручки храма – тоже неплохо, потому что у нас кроме этой эпидемии ходит столько всякой заразы. Сейчас такой грипп ходит тяжелый. Вместе с тем мы понимаем, что волос с головы человека не падает без воли Божией, и, если человек вошел в святость, знает, что его не за что наказывать, он может вообще не мыть руки никогда, все игнорировать, и он не заболеет. У него вера такая, он понимает, что в таком состоянии находится, что не за что его карать, у него грехов нет, он будет по своей правде жить, и ничего с ним не случится: «По вере вашей будет вам». Если же человек знает, что у него есть грехи, прегрешения, за которые его можно наказать, он более осторожен и склонен не искушать Бога.

Самое главное – это молитва. Ничего нельзя преодолеть без молитвы. Мы в меру сил исполняем простые права, какие можем: и в быту, и в храме, и в молитве. Мы надеемся всегда на милосердие Божие. Все делаем предписанное, но надеемся всегда на милосердие Божие. Это самое главное. Дай Бог нам всем так проводить и пост, и жизнь, и от всякой заразы избавляться!»