Архиерейское богослужение в храме святого благоверного великого князя Александра Невского г. Шуя

25 марта, в среду 4-й седмицы Великого поста, епископ Шуйский и Тейковский Матфей молился за уставным богослужением в храме святого благоверного великого князя Александра Невского г. Шуя и совершил Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Преосвященству сослужили наместник Николо-Шартомского монастыря архимандрит Филипп (Понамарчук), руководитель отдела по делам молодежи Шуйской епархии иерей Василий Шашнев, настоятель храма в честь Николая Чудотворца с. Вознесенье иерей Владимир Ларионов. За богослужением пел хор храма.
По запричастном стихе архимандрит Филипп произнес проповедь:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодняшний день — среда Крестопоклонной недели — является днем середины Великого поста. Святая Церковь ввела это чествование Честнаго Животворящего Креста именно в середине Великого поста, дабы человек имел возможность и набраться сил, и утешиться, и начать готовиться к тем дням, когда мы будем непосредственно вспоминать страдания Христовы. Каждому человеку нужен небольшой отдых, даже в те дни, когда он занят молитвой. Это хорошо знают те, кто постится, молится. Им нужна некая передышка, и этот день является для нас днем отдохновения, чтобы мы набрались сил. Те, кто был на Афоне, вспоминают, что на середине подъема на вершину Афона — гору высотой в две тысячи метров — находится крест. Именно на середине, когда человек уже устал. Кажется, что две тысячи метров — это не так много, но любой человек, даже крепкого телосложения, устает. И на середине пути он видит крест, высокий, где-то уже на уровне облаков. Он прикладывается, отдыхает на этом месте, может посидеть на камне, чтобы с новыми силами дальше идти на вершину горы Афон.
На этой неделе каждый из нас должен задуматься о кресте, о страдании, вспоминать стихиру, которую поют в эти дни: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Стихира делится на две части: поклонение Кресту и прославление Христова Воскресения. По смыслу это второе предложение не имеет конца, потому что крестные страдания и страдания человеческие временны, у них есть начало и есть конец. Любое страдание человеческое, будь то час, день, год или вся жизнь, в любом случае приходит к концу. Эти страдания приводят к воскресению, которое уже не имеет конца.
Что означает крест Христов для нас? Как говорит апостол Павел, слово о Кресте «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». И еще он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». Святой Исаак Сирин писал о том, что неограниченная сила Божия живет в Кресте, так же как она жила непостижимым образом в том ковчеге, ковчеге Завета, которому народ в ветхозаветные времена поклонялся с великим благоговением и страхом.
Господь же еще до страданий предлагает другое осознание Креста, говоря: «Возьми свой Крест и следуй за Мной». Все мы знаем, что это означает: нужно взять все свои немощи, страдания, боли и следовать за Христом. Мы знаем, что у каждого человека свой крест. Поэтому нам нужно все эти слова собрать воедино и понять, что все мы должны нести свой крест. Прп. Силуан Афонский сказал, что нет в раю не распятых, поэтому каждый из нас должен идти ко Христу и молиться так, как нам показал тот, кто первым попал в рай: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Аминь».
По окончании богослужения епископ Матфей обратился к собравшимся с Архипастырским словом:
«Поздравляю со средой средопостной, с серединой Великого поста. Быстро, неумолимо время движется, уже середина поста, а кто-то еще не понял, что время поста ценное и мироспасительное. В заамвонной молитве мы слышим, что мы призваны сокрушить главы невидимых змиев и явиться победителями греха. Все время поста на это направлено. На богослужениях мы несколько раз в день совершаем молитву прп. Ефрема Сирина, испрашиваем «дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви» и отвергаем тот дух, который влечет нас ко греху. В молитве «Да исправится молитва моя», которую мы слышим на каждой Литургии Преждеосвященных Даров, мы просим, чтобы молитва о прощении наших согрешений, об избавлении от страстей дошла до Бога.
В эту седмицу мы особенно молимся Кресту Господню, который находится посреди храма, и поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». На каждой службе мы испрашиваем, чтобы непобедимая, непостижимая, животворящая сила Креста Господня не оставила нас, грешных, чтобы крест нас хранил, был всегда с нами, на всех наших путях, и помогал нам в борьбе со страстями.
Мы понимаем, что Господь на позорном Крестном Древе искупил весь мир и победил всякую болезнь, всякую страсть. Если бы люди были бы ангелами, то ничто бы их не коснулось. Но по грехам нашим что-то попускается, и болезни, и скорби, и страсти, и мировые какие-то катаклизмы, которые являются признаками Апокалипсиса. Неверующему человеку это трудно пережить, ему кажется, что все, катастрофа: разорился, заболел, родственники умерли, человек приходит в ужас от этих трагических событий и не знает, как жить дальше. Но христианин на все смотрит по-другому. Церковь всегда учит человека смотреть на все с позиции вечности. Смерть человека — это не есть невозвратная трагедия, но если человек умер для вечности — вот это страшно. Или живет он здесь, но совсем не живет для вечности: лишь бы прожить повеселее, попроще, и не обращает внимания на призыв Господа взять свой крест и следовать за Господом. Он уже настолько далек от этого, что трудно сказать, что его может привести ко Христу, к покаянию, к намерению переменить жизнь. Господь зовет человека, даже на смертном одре, и бывает, что именно там человек, как благоразумный разбойник, переживает переломный момент своей жизни. Когда остаются считанные часы. Господь может достучаться до него, и человек спасается. Выше этого ничего нет.
Мы понимаем, что в этот пост нам добавились еще скорби. Пока еще они нас не коснулись, но они идет на мир, на нашу страну, неизвестно, до какого предела они могут дойти и что может быть. Но мы знаем, что молитвой многое побеждается. Дай Бог нам всем усилить молитву! Сейчас Святейший Патриарх благословил совершать молитву на Литургии, специальные прошения, мы совершаем водосвятные молебны, кропим монастыри, храмы, люди приходят, молятся. Важно понимать, что все преодолимо, все пройдет, может быть, к Пасхе Христовой что-то изменится, если люди будут молиться. Дай Бог нам вторую половину поста почаще бывать в храме, почаще молиться и помнить, что самое главное внимание, которое мы можем уделить, — это внимание к своей душе».