Чин Пассии в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 29 марта епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил вечерню с чином Пассии – чтением акафиста Страстям (страданиям) Христовым – в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря.

Его Преосвященству сослужили братия обители в священном сане. За богослужением пел братский хор.

После прочтения глав Евангелия от Иоанна, посвященных страстям Христовым, епископ Матфей обратился к собравшимся со словами проповеди:

«Братия и сестры, сегодня мы вновь собрались у Креста Господня, чтобы еще раз напомнить себе о той жертве, которая была принесена в тот день. История Креста Господня восходит в рай. Прообразом древа Креста Господня было древо познания добра и зла. В Ветхом Завете мы встречаем множество прообразов. Моисей перекрестил море, и оно расступилось. Так Господь показывал, что через крещение происходит избавление человека от диавола. Было древо, которое поместили в воды Мерры, и она из горькой, мертвой сделалась сладкой, животворящей. Но это древо считалось позорным, поскольку на нем распинали разбойников. Это позорное древо Господь избирает орудием спасения всего человечества. Это центральное событие мировой истории, когда Сам Господь восходит на позорное древо, чтобы на нем искупить род человеческий, чтобы это древо стало животворящим, чтобы этому древу поклонялись, Крестом Господним осеняли себя, чтобы крест встречал нас в жизни и провожал.

Говорят, что в самые острые моменты человеческой жизни, человеческой истории проявляется суть тех людей, которые в них участвуют. Возле Креста Господня проявилась суть всего человечества на все времена. Мы видим, сколько много проявилось злобы. Тот народ, который получал от Бога помощь: хромые исцелялись, прокаженные, бесноватые — тот народ, который был напитан хлебами в пустыне, этот народ вел себя по-другому у Креста Господня: хулил Бога, шипел от ненависти, от зависти. Мы видим, как вели себя архиереи, книжники, фарисеи, как вел себя Пилат, который умыл руки. В его власти  было все сделать, но он не решился пойти против власти кесаря. Мы видим страшное предательство Иуды, ближайшего ученика. Мы видим воинов, которые надругались над Господом, среди них был и воин, которого Господь исцелил после того, как ему отрубили правое ухо. И он хулил Спасителя. Как мало было добра. Все ученики разбежались. Они понимали больше, чем весь народ, они много слушали своего Божественного Учителя, но страх преодолел. Мы видим Петра, который клялся, что всегда будет с Господом, но страх смерти заставил его трижды отречься. Но, в отличие от Иуды, он принес покаяние, он приносил это покаяние всю свою жизнь, и даже перед своей мученической кончиной попросил, чтобы его распяли вниз головой, он считал себя недостойным быть распятым, как Господь. Мы видим благоразумного разбойника, который в последний момент своей жизни вошел в рай. Мы видим апостола Иоанна Богослова, который не оставил Божию Матери в этот скорбный час и до самого конца находился рядом со своим Божественным Учителем.

Мы видим, сколько зла в мире, сколько страстей, и это зло было, есть и будет. Но Господь показал, как отвечать на это зло. Он произнес три Своих важнейших слова. Их суть — прощение и любовь. Когда толпа дышала злобой, кричала: «Распни, распни Его!» — Господь молился: «Не вмени им греха, не ведают бо, что творят». И это слово спасло разбойника. Услышав его, разбойник понял, что не простой человек томится с ним рядом на кресте, выразил веру во Спасителя и произнес: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». И Господь ему сказал: «Днесь со Мной будеши в раи». Это слово — слово прощения, которым Господь показал, что может все простить, если будет принесено покаяние, не формальное, а когда человек действительно меняет свою душу, свою жизнь. И третье слово, которое Господь обращает ко всему миру через апостола Иоанна Богослова: «Се Мати Твоя. Се Сын Твой». Этим словом Он усыновляет Своей Матери весь род человеческий. И это происходит в тот момент, про который было сказано: «Душу Твою пройдет оружие, да откроются помышления многих сердец». С тех пор Она, ведая помышления многих сердец, наши просьбы, мольбы, проблемы, утишает беды, скорби, и тот гнев Божий, который мы могли бы испытать, сглаживается, Она испрашивает продления нашей жизни, продления времени на покаяние, покрывает нас Своим омофором.

Времена всегда другие, они никогда не повторяются. но когда становится все вокруг спокойно, бывает мало проблем, это спокойствие начинает разъедать душу, становится тяжело молиться, тяжело поститься, мы начинаем думать, что всегда будет так легко и спокойно жить. Когда же случаются беды, человек уже начинает смотреть по-другому. Он замечает какие-то апокалиптические моменты, понимает, что любая строка из Евангелия не просто так написана, она либо исполнилась, либо еще исполнится. Эти моменты всегда встряхивают мир, заставляют по-другому смотреть на вечность. Когда мы смотрим на Крест, на котором Господь претерпел спасительные страдания, мы не можем забывать и другую икону, икону второго пришествия Христова, когда Господь придет судить мир. Судить за то, что Господь все дал: дал Церковь, дал таинства, дал возможность молиться и получать прощение. И если человек ведет себя, как эта толпа, живя совсем в другое время, когда не действует заповедь око за око и зуб за зуб, когда Господь пришел, призывая не только ближних, но и врагов любить, то Господь будет судить мир за то, что он не воспользовался данной ему возможностью. Дай Бог нам силой Крестного Знамения, силой Божественной благодати проходить все наши страдания, которых становится все больше и больше, и жить Церковью, жить таинствами, жить с Богом».