Иерархи Русской Православной Церкви — уроженцы Шуйской епархии

Продолжаем публикацию серии статей известного краеведа Евгения Ставровского. В одном из своих исследовании он рассказывает о митрополитах, архиепископах и епископах, которые родились в городах и селах, входящих в состав нынешней Шуйской епархии.

СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН (1623-1703), первый епископ  Воронежский.

Родился в ноябре 1623 г. в селе Антилохово Владимирского уезда (ныне Савинский район Ивановской области) в семье Иоанна (вероятно, священнослужителя). При крещении получил имя Михаил. Впоследствии стал знаменит святостью своей жизни, усердным трудом и подвижничеством на благо Русской Православной Церкви и всей России.

Свое служение Господу Михаил Иванович начал на месте приходского священника в селе Сидоровское Шуйского уезда (на реке Молохте, в 17 верстах к северу от Шуи). Здесь в его семье родился сын Иван. Имя сына стало известно благодаря находке письма св. Митрофана архимандриту Александру, настоятелю Николо-Шартомского монастыря (село Введенское Шуйского уезда, ныне Шуйского района). В письме св. Митрофан просит архимандрита Александра позаботиться о своем сыне.

В начале 1660-х гг. у о. Михаила умерла жена, после чего он оставил иерейскую службу, чтобы принять монашеский постриг. По преданию, существовавшему в с. Сидоровском, св. Митрофан ушел оттуда сначала в Николо-Шартомский монастырь, а уже затем в Золотниковскую пустынь Суздальского уезда. По данным известного шуйского краеведа В.А. Борисова (1809-1862), Чудотворец Митрофан «имел пребывание несколько годов» в Николо-Шартомском монастыре.

В Золотниковской Успенской обители, в 1663 г. он был пострижен в монашество с именем Митрофан. В июне 1665 г., уже ставший известным своей благочестивой, богоугодной жизнью, св. Митрофан назначен игуменом Яхромского Успенского монастыря (40 км от Владимира). В Яхромском монастыре св. Митрофан был настоятелем почти 10 лет. Будущий епископ жил в скромной келье в подвальной части храма.

В 1675 г. св. Митрофана как «мужа благоверного и добродетельного» перевели настоятелем Макарьев-Унженского Троицкого монастыря (близ г. Макарьева Костромской губернии). Унженская обитель была одна из самых известных и почитаемых в России – часто здесь бывали царствующие особы Дома Романовых. С этого времени св. Митрофан лично знаком с русскими царями, начиная с Михаила Федоровича до Петра Великого. Труды св. Митрофана в Унженской обители не остались незамеченными, и 2 апреля 1682 г. он был посвящен в епископа с назначением архипастырем новоучрежденной Воронежской епархии (выделенной из Рязанской епархии).

По пространству Воронежская епархия была обширна, но церквей в ней было мало – всего 182. К тому же среди населения было много раскольников. И, конечно, Воронежский край требовал для своего церковного устройства больших трудов, забот и настойчивости.

В это трудное для Петра I и России время св. Митрофан всеми зависящими от него возможностями поддерживал добрые начинания царя. Фактически св. Митрофан стал в Воронеже главным союзником Петра Великого в его флотских делах. Епископ Митрофан пожертвовал значительные средства на постройку двух кораблей и трех галер.

Петр хорошо понимал и высоко ценил ту могучую поддержку, какую он имел в «усердножелательном радении» святителя «к государю и всему христианском народу». В первый же приезд царь начал оказывать св. Митрофану знаки своего расположения, затем многократно присутствовал на богослужении в Воронежском кафедральном соборе.

Последняя встреча святителя и государя состоялась в феврале 1702 года, когда царь, пользуясь перерывом в войне со Швецией, прибыл для корабельных работ в Воронеж. 28 февраля Петр I со свитой посетил св. Митрофана и был принят с обычным гостеприимством.

В августе 1703 года, когда св. Митрофану было уже 80 лет, постигла его тяжелая болезнь, от которой он уже не оправился.

Приняв схиму с именем Макария, 23 ноября 1703 г. в шестом часу дня св. Митрофан мирно почил. Похоронили его при Воронежском кафедральном соборе. На погребении присутствовал сам Петр Великий, он же после окончания заупокойного богослужения первым взялся за гроб и нес его до усыпальницы, находившейся под помостом соборного придельного храма. Отпевание было совершено с великими почестями. После панихиды, обращаясь к своим приближенным «и иноземцам»,  Петр громко сказал: «Не осталось у меня такого святого старца»…

Известный историк С.М. Соловьев назвал св. Митрофана «лучшим из великорусских архиереев, знаменитым не школьной ученостью, но святостью жизни и сходившимся с Петром в усердном радении о благе родной земли».

Заветы св. Митрофана своей пастве молиться об упокоении души его не были забыты. Количество молящихся у гроба святого с годами не уменьшалось, а только увеличивалось. С 1830 года усиливается стечение богомольцев к месту упокоения св. Митрофана, возрастают и чудесные явления помощи Божией у его могилы – так за короткое время было зафиксировано 99 случаев чудесного исцеления.

При ремонте храма случайно обнаружилось нетление мощей святителя, об этом в начале 1832 года тайно было доложено императору Николаю Павловичу. Он же передал дело на рассмотрение в Св. Синод, который проведя «дознание» в апреле 1832 года причислил Митрофана к лику святых и постановил «память сего святителя праздновать в день его преставления – 23 ноября» (то есть 6 декабря по новому стилю).

Говоря о связи св. Митрофана с нашим краем, важно отметить, что уже в 1835 г. в Никольском храме села Васильевского совершилось освящение придела в честь св. Митрофана. Но еще ранее, всего через год после канонизации епископа Митрофана, в Шуе в Никольском соборном храме был устроен и освящен придел в честь Святителя и Чудотворца Воронежского Митрофана (это был, вероятно, вообще первый храм, освященный во имя Святителя Митрофана).

 

ПИТИРИМ (1665-1738), архиепископ Нижегородский и Алатырский. 

О. Питирим, в миру Петр, родился в селе Горицы Шуйского уезда в семье старообрядцев и получил воспитание, согласное с их духом. Много времени он провел в скитах, был наставником раскольников и защитником их преданий.

Но «изучая творения св. отцев Церкви, богослужебных книг со временем  открылась перед ним благодатию Божией ошибочность его прежних взглядов». Поняв свои заблуждения, он искренне отказался от них и перешел в лоно Православной Церкви.

Встретясь со святителем Димитрием Ростовским (+ 1709) за год до его кончины, о. Питирим показал ему свои обличения против раскола, за что святитель высказал ему  искреннюю благодарность и хвалу.

О. Питирим является строителем Николаевского монастыря в Переславле-Залесском (1704) и основателем 3-х монастырей в Макарьевском уезде Костромской епархии, известном центре раскола.

В 1717 (1718?) г. о. Питирим возведен в сан архимандрита, а 23 марта 1719 г. хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии. Основал в Нижнем Новгороде Славяно-Русскую и Греко-Латинскую школы (1721), и семинарию (1738) – т.е. фактически три семинарии.

24 мая 1724 г. возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию. С 21 июля 1730 г. – член Св. Синода.

 

МЕФОДИЙ (1700-1776), епископ Астраханский и Ставропольский.

Родился в 1700 году в семье священника Холуйской слободы Суздальской епархии Петра и при крещении был назван Мелетием.

В 18 лет в Борисоглебской пустыни близ Суздаля начал монашескую жизнь. На 24 году он был посвящен во иеродиакона, на 28 году — в иеромонаха в Троицкий монастырь города Шуи.

С 1731 года — архимандрит Спасо-Преображенского Астраханского монастыря. 10 мая 1758 года хиротонисан во епископа Астраханского и Ставропольского.

На пожертвования епископа Мефодия на его родине в Холуйской слободе построены два каменных храма: в 1746-1750 гг. во имя Живоначальной Троицы (с приделом святых мучеников Флора и Лавра) и в 1775 году в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (с приделом в честь святителя Николая Чудотворца.) Также именно епископ Мефодий возобновил, а фактически спас Борковскую Николаевскую пустынь (близ Холуя), которая была закрыта, как и многие другие обители в 1764 году.

 

АГАФАНГЕЛ (Алексей Федорович Соловьев) (1812-1876), архиепископ Волынский и Житомирский.

Сын священника села Ильинского (Ильинское-Телешово) Шуйского уезда, в 1836 году окончил курс в Московской духовной академии, получил степень магистра богословия.

Вскоре (28 февраля 1842 года)  ему поручено исправлять должность инспектора московской духовной академии.

В сентябре того же года назначенный ректором харьковской семинарии Агафангел возведён в сан архимандрита, а затем из Харькова переведён, ректором же, в костромскую семинарию (1845 г.). С 1854 по 1855 гг. являлся ректором Казанской духовной академии.

4 марта 1857 назначен епископом Ревельским, рукоположён 31 марта. С 6 февраля 1860 года о. Агафангел был Вятским епархиальным епископом.

Преосвященный Агафангел основал в Вятке училище для девиц духовного звания,  устроил епархиальную библиотеку, в которую пожертвовал много книг. В бытность ректором Казанской духовной академии Агафангел начал издавать журнал «Православный собеседник», а в Житомире предпринял издание « Волынских епархиальных ведомостей».

С 17 июля 1866 года — епископ Волынский и Житомирский, 31 марта 1868 года возведён в сан архиепископа.

 

САВВА (Иван Михайлович Тихомиров) (1819-1896), архиепископ Тверской и Кашинский.

Родился в селе Горицы Шуйского уезда. Рано потерял отца, воспитывался матерью.

Окончил Шуйское духовное училище (1834) и Владимирскую духовную семинарию (1840).

Некоторое время работал учителем, а в 1842 г. рукоположен во священника при Муромском соборе.

Овдовев, в августе 1846 года поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1850 г. С этого времени он находился под началом новоизбранного митрополита Московского Филарета (Дроздова): несколько лет выполнял обязанности синодального ризничего. 18 мая 1859 года был назначен ректором Московской духовной семинарии. А уже 21 января 1861 года определением Святейшего Синода назначен ректором Московской духовной академии.

4 ноября 1862 года в Большом Успенском соборе о. Савва хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской епархии, став первым епископом с таким титулом по возобновлении викариатства (в пределах Московской епархии).

Когда епископ Савва был назначен на архиерейскую кафедру в Витебск, митрополит Московский Филарет с чувством искренней любви и слезами, сказал о нём: «Отнимают у меня правую руку, моего викария, лучшего моего помощника».

Последнее место его служения – епископ (с 20.04.1880 архиепископ) Тверской и Кашинский.

Помимо управления кафедрами Владыка успевал еще заниматься церковной археологией и церковной историей, писал статьи и книги. В 1894 году удостоен ученой степени доктора церковной истории.

Бесценными для нас являются изданные в 9 томах мемуары архиепископа Саввы под названием «Хроника моей жизни». 

 

СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ (Михаил Андреевич Парвицкий, Невский) (1835-1926), митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский.

Родился в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской обл.) в семье местного дьячка Андрея Парвицкого. В семинарии получил фамилию Невский и  затем стал известным во всем православном мире под именем митрополита Макария (Невского).

Семья Парвицких жила очень бедно, да еще во время пожара, случившегося в селе, сгорело их жилище. Отец решил попытать счастья в Сибири. Когда Михаилу было 7 лет, семья их переехала в Тобольский край.

М.А. Невский окончил Тобольскую духовную семинарию, а затем по собственной воле отправился на неведомый и далекий Алтай, для служения в Алтайской духовной миссии. В качестве испытания его направили послушником в самый глухой и отдаленный Чулымшанский район в строящийся там Благовещенский монастырь.

Труды о. Макария на ниве Христовой начались с изучения алтайского языка, который он вскоре знал в совершенстве. Через 4 года трудов молодого послушника перевели в центр Алтая — город Улалу (ныне Горно-Алтайск) на должность учителя Центрального миссионерского училища.

В 1861 году М.А. Невский принял монашеский постриг с именем Макарий. В сане иеромонаха он снова отправился на ту отдаленную окраину Алтая, откуда вернулся совсем недавно.

В июле 1868 г. он был направлен в Казань для участия в пересмотре и издании грамматики алтайского языка совместно с известным востоковедом проф. Н.И. Ильминским (казанско-татарское наречие родственно алтайскому).

Куда бы не приводил о. Макария промысел Божий, везде он трудился не покладая рук. В Казани  помимо своей основной работы он перевел некоторые молитвы на татарский язык, и в 1868 г. впервые на казанской земле иеромонахом Макарием была совершена литургия на татарском языке.

Два года о. Макарий был занят в Петербурге печатанием богослужебных книг на алтайском языке. За труды свои в 1871 г. он был возведен в сан игумена и, вернувшись на Алтай, назначен помощником начальника Алтайской духовной миссии. На нем лежала ответственность по обозрению всех миссионерских станов и наблюдение за ведением школьного дела. Известность игумена Макария приумножалась ежедневно и ежечасно. В 1880 г. он назначен главой Алтайской миссии и вскоре возведен в сан архимандрита. В 1884 г. он рукоположен во епископа Бийского с жительством в г. Бийске. В 1891 г. он поставлен уже во главе обширной Томской епархии.

В 1906 г. Макарий (Невский) удостоен высокого церковного сана архиепископа. Полувековой миссионерский подвиг его не остался незамеченным для руководства Русской Православной Церкви, и в ноябре 1912 г. архиепископ Макарий отправился в град первопрестольный на почетное место митрополита Московского.

7-9 сентября 1913 г. Владыка Макарий приезжал к себе на родину (вместе со своей старшей сестрой): посетил Боголюбов монастырь (близ Владимира), провел службу в Феодоровской церкви г. Коврова и оттуда на лошадях добрался до родного Шапкино. На проповеди в местном храма со слезами на глазах он вспоминал свои нелегкие, но прекрасные детские годы, проведенные здесь…

Суетная Москва не приняла архипастыря, слишком строго, по мнению многих, следовавшего церковным канонам, и во время смуты, в феврале 1917 г. он был насильно смещен с митрополичьей кафедры. Владыка Макарий отправился на покой в Николо-Угрешский монастырь (близ Москвы). Через 3 года о нем вспомнили – в августе 1920 г. он получил личное послание от патриарха Тихона, в котором сообщалось о ходатайстве патриарха перед Св. Синодом о присвоении о. Макарию пожизненного почетного титула митрополита Алтайского. Это событие свершилось 22 августа того же года.

Прожив после этого еще несколько лет, Макарий Невский тихо скончался 17 февраля 1926 года и был похоронен в Котельниках (Московская обл.). В 1956 г., отдавая дань великим земным делам Владыки Макария, прах его был перезахоронен в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре среди других архипастырей Русской Православной Церкви.

Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной церкви в августе 2000 года.

 

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ (Николай Федорович Клементьев) (1873-1937), архиепископ Великоустюжский.

Николай Федорович Клементьев родился в селе Лосево Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Комсомольский район Ивановской области). Он был младшим и единственным сыном в семье священника Федора Николаевича Бардакова.

Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1899 год) со степенью кандидата богословия. С 1899 года — преподаватель Александро-Невского духовного училища. Затем служил иереем в разных храмах Петербурга. В 19201922 годах — благочинный 10-го благочиния Петроградских церквей.

Овдовев, в 1924 году был пострижен в монашество. С 23 июня 1924 года — епископ Сестрорецкий, викарий Ленинградской епархии. С 22 марта 1933 года — епископ Никольский и управляющий Великоустюжской епархией. С 9 июля 1934 года — архиепископ Великоустюжский.

Неоднократно был арестован. Последний арест – 23 декабря 1937 года. Владыка обвинён в антисоветской деятельности и был приговорён к расстрелу и расстрелян на следующий день.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной церкви в августе 2000 года.

 

ОНИСИМ (Сергей Николаевич Фестинатов) (1890-1970), архиепископ Владимирский и Суздальский.

Родился в селе Булгаково Суздальского уезда (ныне Тейковского района Ивановской обл.) в семье иерея Н.И. Фестинатова и его жены Веры Михайловны. Воспитывался у своего деда  протоиерея М. Златоустова в селе Петровском (ныне Лежневского района Ивановской обл.).

После окончания Владимирской духовной семинарии был учителем, а после смерти отца занял его иерейское место. Служил священником во Владимире и в сельских приходах Владимирской епархии.

В 1942 году овдовел. 17 марта 1944 года общим собранием верующих города Владимира избран на должность настоятеля Успенского собора. 19 апреля указом Патриарха Сергия это избрание было утверждено.

25 августа 1944 года в зале заседаний Священного Синода совершено было наречение иеромонаха Онисима во епископа Владимирского и Суздальского. 27 августа 1944 года хиротонисан в епископа Владимирского и Суздальского, где служил до 31 октября 1970 года.

В 19441946 годы являлся временно управляющим Ивановской епархией.

25 февраля 1956 года возведён в сан архиепископа. 5 октября 1958 года, в ознаменование 800-летия Успенского собора, награждён правом ношения креста на клобуке.

 

АЛЕКСАНДР (Николай Анатольевич Тимофеев) (1941-2003), архиепископ Саратовский и Вольский.

Родился в городе Тейково Ивановской области в семье рабочего.

По окончании средней школы поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1963 году.

После службы в армии поступил на 1-й курс Московской духовной академии, которую закончил в 1971 году со степенью кандидата богословия.  19 августа 1971 года пострижен в монашество с именем Александр.

1 сентября того же года назначен преподавателем Московской духовной семинарии и помощником инспектора Московской духовной академии и семинарии. В  1972 году был утвержден в должности инспектора Московской духовной академии и семинарии с возведением в сан игумена.

С января 1973 г. преподаватель (с 1981 г. профессор) Московской духовной академии.

16 июля 1982 г. назначен ректором Московской духовной академии и семинарии.

14 октября 1982 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали в Покровском академическом храме митрополиты Таллинский и Эстонский Алексий, Минский и Белорусский Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калининский и Кашинский Алексий.

В сентябре 1986 г. возведен в сан архиепископа и назначен председателем Учебного комитета при Священном Синоде.

С 26 февраля 1994 г. – архиепископ Майкопский и Армавирский, с 18 июля 1995 г. — архиепископ Саратовский и Вольский.

 

Е.С. Ставровский