РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА ШУЙСКОГО И ТЕЙКОВСКОГО МАТФЕЯ пастырям, монашествующим и всем православным христианам Шуйской епархии

 

Мы сегодня, как и весь православный мир, встречаем Христово Рождество, разделяем всеобщую радость о явлении в мир Спасителя. Рождество есть воплощение света, чистоты, обновления, надежды, оно есть начало примирения с Богом и тесного общения с Ним. И мы призваны стать причастниками духовного торжества в эти святые праздничные дни.

Мы обращаемся к великой тайне воплощения Творца, событию Вселенского значения, всей мировой истории. Это тайна спасения и восстановления души человеческой в ее первозданном достоинстве и красоте. Бог сотворил мир и создал в нем подобного Себе человека, наделенного разумом и волей, свободой и бессмертием. У человека была не только богоподобная душа, но власть над всем творением Божиим, над всеми животными и птицами. Мы знаем о творении мира и человека из откровения Божия, Священного Писания. Однако и в сознании многих древних народов, цивилизованных и диких, были предания и эпосы о том высоком и прекрасном состоянии, которое было когда-то, в начале бытия этого мира, когда человек был в единении с Богом. Эта память о потерянном рае, смутная или явная, была не только в умах лучших философов и мыслителей в течение всей истории, она есть в каждом из нас. И в каждом из нас есть щемящая тоска утраты, что вместо первозданного счастья и полноты жизни мы имеет горести, страдания и предощущение исхода из этого мира.

Весть о грядущем Спасителе и Искупителе и признаки Его пришествия были открыты избранному народу. Но и другие народы, пребывавшие в грубом язычестве, неосознанно ожидали избавления от этого потерянного душевного состояния – состояния рабства греху и смерти. Когда апостол Павел собирался отправиться в Македонию, ему ночью предстал в видении некий муж, Македонянин, который сказал ему: «приди и помоги нам» (Деян. 16:9). Это был как бы возглас погрязшего во тьме язычества человечества, которое жаждало коренного перерождения души. И во всех нас, созданных по образу Божию и утративших общение с Ним, есть крупицы этого желания и этого вопрошания: «Господи, спаси нас, погибаем!»

Бог избрал особенный, непостижимый способ нашего исцеления и восстановления общения с Ним. «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56). Он не использовал Свое могущество и не поднял падшее творение одним всесильным мановением, но Сам смиренно снизошел к нему – стал подобным во всем человеку. Восприняв человеческую природу, Богочеловек Иисус Христос должен был следовать путем человеческих страданий и смерти. Велика эта тайна искупления Божия – столь велика, как различно земное и небесное, сотворенное и вечное. «Как мы могли соединиться с нетленным и бессмертным, – пишет св. Ириней Лионский, – если бы Нетленный и Бессмертный не соделался прежде тем, что и мы, дабы и тленное наше поглощено было нетлением и смертное наше бессмертным?»

В нынешнем мятущемся и суетном мире евангельское слово может показаться слишком тихим и не услышанным. Но святая Церковь всегда произносит его, это всесильное слово, и мы вновь предстоим сокровенной тайне пришествия в мир Спасителя. Бог пришел в мир ради нас, отдал Себя ради нас, искупил нас – как мы можем не принять Его слова, обращенного к нам? Мы должны отделиться от всего наносного и преходящего и ныне побыть в одухотворенной тишине, в которую погрузился маленький и незнатный город Вифлеем в ту рождественскую ночь. В той тишине пришедшие в пещеру Рождества пастухи услышали славословие ангелов, благовестников Творца: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14) – торжество на небе, мир в душах и надежда на спасение людей.

Мы пережили очень трудный год, в течение которого многое изменилось – и в государстве, и в обществе, и в Церкви. Посещение Божие, небывалое, неожиданное – моровое поветрие – вошло в нашу повседневность, в наше сознание. Последствия этого бедствия тяжело отразились на всех нас. Мы стали терять привычное ощущение защищенности, предсказуемости бытия, и болезнь взяла свою жатву – у многих из нас пошатнулось здоровье, иных Господь призвал из этой жизни, и мы молимся об упокоении их душ. Это, безусловно, испытание нашей веры. Господь дал нам испытание, чтобы мы шли путем преодоления, чтобы в нас окрепла вера, чтобы мы оставили беспечность и обратились к подлинному исправлению своей жизни. В болезни более благоприятно дать цену состоянию своей души, дать цену времени, отпущенного нам для покаяния и творения добрых дел. В болезни мы призываемся переосмыслить и свое отношение к смерти, оценить свою греховность как путь к погибели, ведь для кого-то болезнь становится последним звонком в земном бытии. В этом есть высшее и благое назначение посланного для всех нас испытания.

Мы вспоминаем историю явления нашей главной святыни – Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери – замечаем удивительную схожесть тех событий с нынешним временем. Мы видим пример наших сограждан, которые в глубине отчаяния и безысходности не утратили веры и, обратившись к Небесной Заступнице, сотворили Ей достойное приношение. «Сказание о явлении Шуйской иконы» передает, что во время лютой болезни «все обращались тогда к Милосердому Господу, бодрствовали, молились, постились духовно и телесно, каялись в грехах своих и давали различные обеты Человеколюбивому Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам и Архангелам и всем святым угодникам Божиим». Мы глубоко верим, что, подражая нашим благочестивым предкам, мы не останемся в бедствии без благодатной помощи Пресвятой Богородицы, но и нам, как страждущим тогда жителям Шуи, следует положить твердое начало жизни по вере.

Сегодня для нас храм Божий – как пещера Рождества, а праздничная икона – как ясли, в которых возлежит Предвечный Младенец. Подражая простым пастырям или пришельцам-волхвам, с благоговением и трепетом припадем к иконе, как к ложу пришедшего в мир Спасителя, преклонимся пред Его смирением и милосердием к людям. Обретем среди посланных испытаний крепкую веру и надежду, поскольку Христос приходит, является нам. Общение с Ним происходит в глубине души, очищенной покаянием, поэтому устремимся вглубь себя, в клеть своего сердца, откуда и слышатся слова праздничного песнопения: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля!»

 

† Матфей,

епископ Шуйский и Тейковский

Рождество Христово 25 декабря 2020 / 7 января 2021 г.

Град Шуя