СМИ города Шуя о встрече с Фредерикой де Грааф

В преддверии Вселенской родительской субботы размещаем материал о встрече с высококлассным специалистом по сопровождению неизлечимо больных пациентов Фредерикой де Грааф, который подготовила журналист газеты «Местный спрос» Тамара Безменова.

Голландка Фредерика де Грааф, рефлексотерапевт и психолог хосписа, поделилась опытом с сотрудниками паллиативного отделения Шуйского филиала Больницы Святителя Алексия. Фредерику де Грааф в наш город пригласила главный врач Шуйской ЦРБ Екатерина Кузьмина, поскольку паллиативное сопровождение необходимо как неизлечимым пациентам, так и их родственникам. И, по большому счёту, обществу в целом. Об этой сверхзадаче, а также о целях и методах сопровождения паллиативных больных, шла речь на встречах для медиков и для всех желающих, которые провела Фредерика, сотрудник Первого московского хосписа. Сразу поясним, как голландка попала в Россию, и почему её русский язык столь классически благороден. Фредерика – духовная дочь знаменитого Антония Сурожского, епископа Русской православной церкви за рубежом. Духовное наставничество великого пастыря – источник её мудрости и неустанного служения людям. Именно в России, на исторической Родине духовного отца, вот уже 20 лет Фредерика де Грааф занимается помощью тем, кому помочь, казалось бы, уже нельзя. Несколько книг по паллиативной медицине, написанных ею, – плод размышлений и личного опыта сопровождения неизлечимо больных.

Монолог Фредерики – светлый, глубокий, искренний – ошеломил присутствующих на встрече и для многих стал откровением. В принципе, для нас не секрет, что сострадание, внимание и поддержка людям необходимы на любом этапе их жизни, однако такие понятия, как «предсмертное страдание не бессмысленно» или «приготовление к уходу в мир иной», для далёких от православия людей могут показаться необычными. Но вся паллиативная помощь, которую иначе, как беззаветное служение людям, не назовёшь, полностью основывается на вере в Бога и жизни по Его заповедям, одна которых известна всем: «Возлюби ближнего, как самого себя». Эти истины Фредерика разъясняет на примерах из своей практики.

– По соседству с четырёхлетним мальчиком жил пожилой мужчина, который потерял свою жену и очень горевал, – рассказывает она. – Мальчик пошёл к этому убитому горем мужчине. И когда вернулся домой, мама его спросила, как её сын утешил взрослого человека. «Я влез к нему на колени и дал ему поплакать», – ответил ребёнок. У мальчика не было страха перед горем другого человека. А у нас много страхов. Можем ли мы утешить другого, если боимся сами?..

В Москве на каждом шагу твердят об опасности коронавирусной инфекции. Да, необходимо носить маски, носить перчатки, когда вы находитесь в метро. Но когда страх заполняет нашу душу, тогда в ней не остаётся места для Бога. Когда в человеке поселяется страх, человек становится ведомым.

Почти никто из пациентов хосписа, с сожалением констатитует Фредерика, не подготовлен к смерти и не верит в то, что есть жизнь после смерти. У людей нет должных знаний об этом великом событии всемирной истории. «Болезнь, как показывает многолетний опыт, помогает человеку стать самим собой, начать жить здесь и теперь», – говорит она. Страха смерти, по словам профессионала, ни в коем случае не должен испытывать медицинский персонал. «Мало кто хочет быть с человеком, когда он умирает, – уточняет Фредерика де Грааф, – наши медсёстры лучше много раз перестелют кровать но просто посидеть с человеком, который умирает, боятся. Пока врачующие сами не избавятся от страха перед смертью, не выработают в себе правильное отношение к смерти, страх будет и у их пациентов».

Внутреннее состояние души в целом очень влияет на наше физическое состояние. Обиды, страхи, злопамятство оказывают непосредственное влияние на течение болезни. Если нас мучает душевный недуг, болезнь усугубляется. И наоборот, когда мы веселы, болезни кажутся пустяками. И с этими словами трудно не согласиться. Но Фредерика вновь приводит примеры:

– Была у меня пациентка с саркомой руки, девочка 16 лет. Её мама очень боялась смерти, и дочка была неприветлива, сдержанна, ни с кем не говорила. Первое, о чём я её спросила: что было самое страшное в её болезни? Она нахмурилась и сказала, что страшно, когда кровь из носа, которой было так много. И зарыдала, добавив, что болит рука. О своей смерти она не хотела говорить, но всё же сказала мне, что она уже была «там», и там тепло и хорошо. «Но я не хочу там быть», – добавила она. Умерла девочка красиво и мирно. Очень важно молиться за людей, когда они живы, и когда их уже нет с нами. Важно действительно быть с умирающим человеком, а не думать о своём или щёлкать по экрану телефона. Нам важно самим учиться молчать в одиночестве, без развлечений, чтобы встретить себя и встретить Бога… Игорю было 29 лет, саркома, метастазы в лёгких. Его брат Антон, военнослужащий, не давал умирающему брату бояться. Он ничего не говорил, только смотрел и глазами не давал бояться. Целых десять часов. Я такого раньше не видела. Игорь умер без страха».

Другая важная тема разговора с шуянами – осмысление страдания. Не секрет, что многие из нас считают страдание злом. Но Фредерика уверена: бояться страданий не надо, страх порой действует более разрушительно, чем само страдание, а человек может переносить страдание ради чего-то или ради кого-то! И вновь – пример…

– В хосписе лежал пятилетний Ваня со своей мамой Ирой. У Вани опухоль мозга, четвёртая стадия. Мама от сына не отходит ни днём, ни ночью, его состояние для неё важнее своего физического и душевного. Ваня всё время лежит с закрытыми глазами. Перед смертью неожиданно открывает глаза и полчаса смотрит в потолок, шевеля губами, как будто с кем-то разговаривая. Когда сын умер, Ира произнесла: «Спасибо Тебе, Господи». Поздно вечером мы с Ирой сидели вдвоём, и она мне сказала: «Помните, как Ваня разговаривал с кем-то? После того, как вы ушли, я сказала ему: Ванечка, если ты сейчас с Боженькой, возьми Его руку, я тебя отпускаю». Вот истинный пример жертвенной любви, когда чужие страдания важнее, чем свои. Важно не жалость проявлять к человеку, а сострадать. Многие не могут сострадать, говоря о том, что у них и своего горя много. Бывает, что даже родственники пытаются отгородить себя от горя. Неизлечимо больная Анна очень хотела домой, но родственники говорили ей, что домой нельзя, пока ей не будет лучше. Нужно не отгораживаться от чужой боли, а помочь человеку нести свой крест, – резюмирует Фредерика. – Ведь смерть для верующих – это не конец, а болезнь – не поражение. Слушателей также заинтересовал вопрос, о чём жалеют люди перед уходом. По словам Фредерики, в большинстве случаев, люди жалеют не о совершённых грехах, а о том, что так и не начали жить, а ещё – о разлуке с близкими. Мало кто сожалеет, что не узнал Христа…

Местный спрос