Пасхальное послание Епископа Шуйского и Тейковского Матфея

Возлюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини, братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Ныне посреди ночи мы встречаем свет незаходимого дня — Свет Христов, просвещающий всякого человека. Мы шлем друг другу радостное приветствие о Воскресшем Христе, о главной победе, совершившейся в духовном мире от начала бытия. Христос переступил врата смерти и разрушил темницу ада, Он даровал нам не только свободу от насилия диавола, но и возможность ощутить ту сладость потерянного рая, которую изначально вкушал первый человек. Этой благодатной сладости, пусть и в разной мере, мы призваны стать причастными в своей земной жизни и, особенно, — в сегодняшний великий день, день благой вести о Воскресении.

Мы как христиане должны жить ожиданием встречи со Христом, и каждый воскресный день есть день особенного соприкосновения с Господом. Согласно Евангелию, одно их первых явлений Воскресшего Христа апостолам случилось именно в воскресный день. И отсутствие апостола Фомы среди учеников мы воспринимаем как назидание о всегдашней необходимости быть готовыми к встрече со Христом, не пропустить ее. Святые толкователи утверждают, что Второе Пришествие Христово также случится в воскресенье, и наше присутствие в храме в главный день седмицы есть и знак благоговейного ожидания этого Пришествия.

К сожалению, обычные радости, как духовные, так и житейские, стали реже переживаться нами, зачастую они во многом подменяются и совсем уходят из нашей жизни. Мы, отягощенные жизненными печалями и скорбями, часто испытываем какое-то жизненное удушье, безнадежность, не понимаем происходящего с нами. Иногда может показаться, что мир исполнен образов увядания и напоминания о тленности и смерти. Но в самих основах нашего сознания мы не должны так думать, потому что человек призван к бессмертию и имеет приобщение к нетлению и духовному счастью, которое называется в Евангелии блаженством. Всё, что происходит с нашей душой, есть соприкосновение с незримым духовным миром, это и есть послания нам от Господа.

Без пережитых с терпением скорбей не случится приобщения ко кресту, а без креста не случится познания воскресения — подлинного и глубокого перерождения души человека. Эта мысль, самая главная, так трудно принимается нами, поскольку мы склонны удерживать малое и не заботимся о том, чтобы приобрести великое. Мы боимся самого упоминания об исходе, не можем смириться с реальностью расставания человека с земной жизнью. Но тогда мы и не способны приблизиться к реальности вечной Жизни, которую нам дарует Христос, прошедший через смерть. Мы остаемся робкими, нерешительными и, возможно, не способными сделать самый главный шаг на своем духовном пути — принять Христа и следовать Его пути. Но не будем пребывать в маловерии: Сам Господь нам всегда протягивает руку, как утопающему Петру, укрепляет нас в вере и терпении, дает силы нести тяготы земного поприща. Ныне, на Святую Пасху, вся Церковь с особой силой утверждает истину Воскресения. Приобщимся и мы к этой всеобщей радости!

Уже более года мы проходим многотрудное испытание — невиданный доселе мор, охвативший не один народ, не одну страну, а весь мир. Какие мы можем извлечь уроки для себя из этого испытания? Мы видим, что материальное развитие цивилизованного общества, дерзнувшего посягать на сами основы нравственности, вынужденно приостановилось. Мы видим, что у многих людей, вставших перед лицом исхода, волей-неволей пробудилось религиозное чувство. Многие прониклись спасительным состраданием к другим, перестали жить обезличенно, без духовных целей. Даже та самая тягостная изоляция, ограничивающая человека в общении и движении, может восприниматься как призыв к вхождению в свою «клеть» (Мф. 6:6), когда душа затворяет двери для внешних впечатлений и видит свое «тайное» — истинное состояние сердца. Возможно, что болезнь дыхания телесного напоминает человеку об оскудении его дыхания духовного: человек призван стяжать благодать Святого Духа, но, не имея покаяния и добродетелей, расточает эту благодать, духовно «задыхается». Святитель Феофан Затворник сравнивает бытие Церкви с дыханием Святого Духа, Который сошел на апостолов в виде шумного ветра (Деян. 2:2), а пребывание вне Церкви, по его словам, равносильно тяжелой болезни легких. Мы надеемся и веруем, что силой Воскресения сможем очистить и укрепить свое «духовное дыхание», преодолеть охвативший многих страх, найти силы всецело полагаться на Бога.

В этом году мы отметили важную для нас дату: 30-летие с начала богослужений в шуйском Кафедральном Воскресенском соборе. Первая служба произошла после полувекового перерыва, на Пасху 1991 года. Символично, что в том году Пасха Христова совпала с Благовещением. Тот день был и престольным праздником, и праздником Богородицы, и днем начала воскресения храмовой жизни. В рамках нашей земной жизни тридцать лет — это небольшой период. Но для Шуи открытие собора имело очень большое значение. За тридцать лет тысячи людей приняли в соборе святое крещение, начинали в соборе свои первые шаги в Церкви. Многие из братии Николо-Шартомского монастыря несли здесь свое послушание, из их числа воспиталось ныне четыре архиерея. И сейчас в Шуе с пригородами уже не 2-3 храма, а около 15, и собор Воскресения Христова с его величественной колокольней стал для нас образом возрождения веры, воскресения душ.

Паки поздравляю всех жителей Шуйской епархии с Пресветлым праздником Воскресения Христова, Святой Пасхи! Найдем в себе силы всегда с верой обращаться к миру незримому, в смирении и покаянии искать Христа-Спасителя. Самые тяжелые печали, среди которых самая глубокая есть печаль смерти, обратятся в утешение, если есть вера в Воскресение. Всегда в нас оживет надежда, если веруем, что Воскрес Христос.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

† Матфей,

Епископ Шуйский и Тейковский

Пасха Христова, 2 мая 2021 года

Град Шуя