Исторический центр села Вознесенье Савинского района вместе с древними храмами и исторический центр села Алексино стали объектами культурного наследия

В единый государственный реестр объектов культурного наследия включены «Исторический центр села Вознесенье, что в Медвежьем Углу» и «Исторический центр села Алексино». Достопримечательные места расположены в Савинском районе.

Село Вознесенье неразрывно связано с древним поселением «Медвежий угол», который принадлежал суздальским князьям Ногтевым. О масштабной территории поселения упоминается в писцовой книге Михаила Трусова (1638 г.), где указывается, что в «Медвежий угол» входят село Вознесенское и 24 деревни.

Впервые название поселения встречается в Жалованной льготной и несудимой грамоте 17 октября 1472 г. Ивана III архимандриту Иоакиму. В документе князь Андрей Андреевич Ногтев изъявил желание передать свои угодья Спасо-Евфимиеву монастырю. А это были земли «Медвежьего угла» и с «пустошами» на реке Уводи.

Деревянный Вознесенский храм известен по Писцовым книгам 1628-1630-х гг. Существующий ныне каменный храм выстроен в 1800 г. на обширной площади села, у перекрёстка дорог, ведущих с одной стороны в Савино и Лежнево, а с другой в Агрофенино и в село Филяндино. В 1820-1830-е гг. к северу от Вознесенского храма, на другом перекрестке дорог, выстроили зимний Никольский храм. Тогда же появилась отдельно стоящая колокольня. В 1830-1840-е гг. по сторонам от основного объема пристроили дополнительные приделы. Сейчас храмовый комплекс занимает обширную территорию в центре села. Зимний Никольский храм с колокольней расположен севернее летнего Вознесенского.

Алексино — одно из древнейших сёл на территории Савинского района, входившее в прошлом в состав Ковровского уезда Владимирской губернии. С XIII столетия село Алексино входило в состав Стародубского княжества и играло значительную роль в его истории.

Сегодня деревня Алексино состоит из двух параллельных рядов деревенских домов. В центре села обширная прямоугольная незастроенная территория, служившая ранее торговой площадью. К востоку от нее расположены два храма с колокольнями и кладбищами при них. Население села было значительным, поэтому в Алексино существовало два прихода.

Храм Рождества Богородицы строился в 1806–1813 гг. Новая высокая колокольня выстроена в 1823 г. К востоку от него расположен второй храм святых православных Иоакима и Анны.

IvanovoNews

В селе Алексино в храме Рождества Пресвятой Богородицы под спудом почивают мощи святого благоверного князя Феодора Стародубского.

Память 21 июня и в Соборе Владимирских святых

Сын князя Иоанна Михайловича Стародубского, родился в городе Стародубе-Ряполовском (позднее — село Кляземский городок Ковровского уезда Владимирской губернии).

Князь Феодор мученически пострадал 23 июня 1330 года в Орде, при татарском хане Узбеке. По народному преданию, тело св. князя было изрублено на куски татарами. Ко всеобщему удивлению, птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Его взяли из Орды для погребения в Стародубе, но лошади, везшие тело, остановились около села Алексина (ныне Савинский район Ивановской области), располагавшегося в удельном княжестве князя, в 15 верстах от Стародуба, и дальше не повезли. Там он и погребен в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Об этом событии упоминает Никоновская летопись, которая ограничивается констатацией данного факта и обходит полным молчанием причины убийства и сопровождавшие его обстоятельства. Есть предположение, что гибель в Орде Феодора Иоановича, как и ряда других современных ему князей, совершилась «по думе» Ивана Калиты, который около того времени начал сильно теснить удельных князей и приносить на многих из них клевету татарскому хану. Наименование Федора Ивановича «благоверным» дает основание думать, что он погиб за исповедание веры.

От могилы святого совершались исцеления болящих, в основном исцелялись страдавшие глазными болезнями. Над его могилой была устроена гробница с балдахином, пострадавшая во время пожара в XVIII в.

Память благоверного князя местно чтилась 21 июня, в день памяти мученика Иулиана Тарсийского (+ 305).

Тропарь, глас 1

Божественным желанием от юнаго возраста весь сам себе Господеви возложив, в молитвах и постех образ быв добродетели, богатство же, и славу, и доброродство телесное яко не сущее презрев, Христа единаго от души возлюбил еси, и Того Истиннаго Бога пред нечестивым царем исповедал еси. Телом бо, яко розга, обрезаем, на кийждо состав, удеси резания, благодарны молитвы изрекл еси Господеви. Тем во страдании своем венец прием, к Престолу восшел еси славы и со Ангелы предстоиши, всехвальне Феодоре, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Днесь светло сияющая Церковь благочестно празднует праздник пресветлой и светоносной твоей памяти, великий град и страну созывающи, радуется бо, яко имущи в себе сокровище велие – честныя и многоцелебныя мощи твоя, всехвальне Феодоре, мучениче великоименитый и чудес подателю пребогатый, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Древо

Интересный материал о житии святого благоверного князя Феодора Стародубского размещен на сайте историко-краеведческого музея Ковровского района.