Региональные чтения «Церковь и государство: начало эпохи гонений»

19 мая 2022 года в Шуйском филиале Ивановского государственного университета состоялись Региональные чтения по теме «Церковь и государство: начало эпохи гонений. К 100-летию шуйских событий 1922 года». Наряду с Шуйским филиалом ИвГУ организатором чтений выступила Шуйская епархия. Основная тема чтений — 100-летие шуйского выступления 1922 года, произошедшего у Воскресенского собора во время кампании по изъятию церковных ценностей. События в Шуе дали толчок массовым гонениям на Церковь в советском государстве.

Темы докладов участников чтений кроме непосредственно событий, связанных с «шуйским делом», освещали различные аспекты отношений советского государства и Церкви с момента начала кампании по изъятию. Общей чертой выступлений было осмысление этих трагических событий в контексте российской истории, раскрытие подвига новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Епископ Шуйский и Тейковский Матфей

Ведущий чтений, доктор педагогических наук, профессор, директор Шуйского филиала ИвГУ А. А. Михайлов

В президиуме чтений заседали: Епископ Шуйский и Тейковский Матфей, Епископ Савватий, директор Шуйского филиала ИвГУ А.А. Михайлов, председатель совета депутатов Шуйского района В.Е. Филиппова, зам. Главы администрации г.о. Шуя по социальным вопросам Т.В. Журавлева. Члены президиума выступили с приветственными словами и пожеланиями участникам чтений. В Региональных чтениях участвовали представители духовенства Шуйской епархии, преподаватели и студенты ИвГУ, приглашенные гости и жители города.

На пленарном заседании было зачитано четыре доклада.

Доктор церковной истории, профессор ПСТГУ священник Александр Мазырин

Первым выступил почетный гость чтений — доктор церковной истории, главный научный сотрудник, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Мазырин. Его доклад назывался: «К вопросу о числе пострадавших за верность Православной Церкви в ходе советских богоборческих кампаний». О. Александр осветил сложную проблему учета статистики репрессированного духовенства и верующих, пострадавших с 1917 г. История вопроса насчитывает несколько десятилетий, и данной темой занималось несколько поколений церковных историков. Докладчик отметил, что первые статистические данные о пострадавших в разных губерниях России, в частности, во время кампании 1922 г. были приведены без источников и в настоящее время оспариваются: считается, что цифры были завышены в пять и более раз. В настоящее время была создана база данных о пострадавших в годы гонений, которая постоянно пополняется, меняется и методика подсчета. Общий тон доклада выражался в том, чтобы трезво и реалистично относиться к цифрам репрессированных, как в отдельном регионе, так и по стране в целом, коррелировать частные исследования с изысканиями современных историков.

Доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала ИвГУ Ю.А. Иванов

Вторым выступил доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала ИвГУ Ю.А. Иванов с докладом «От «церковной контрреволюции» до «Вехи в истории РПЦ XX в.»: как менялся взгляд на шуйские события 1922 г.». Юрий Анатольевич отметил, что «шуйское дело» подробно, но односторонне освещалось в советской прессе, и текст знаменитого ленинского письма по шуйским событиям долгое время был неизвестен. Новое освещение этого дела получило с начала 1990-х гг., когда были опубликованы прежде секретные партийные документы 1922 г. В основном два исследователя — игумен Дамаскин (Орловский) и ивановский краевед В.И. Баделин — на основании открытых документов дали новое прочтение шуйским событиям, практически подготовив материалы для прославления шуйских новомучеников. Выступающий заключил, что, к сожалению, с этого моментами архивный фонд по событиям 1922 г. практически не пополнялся.

Гость чтений доктор исторических наук, директор Ковровского историко-мемориального музея О.А. Монякова также коснулась темы дефицита архивных источников 1920-хх гг. и предложила небольшое пополнение данного материала. Ее доклад назывался «Особенности кампании по изъятию церковных ценностей в Ковровском уезде Владимирской губернии». Ольга Альбертовна рассказала, как проходила кампания в нескольких храмах г. Коврова. Реакция на изъятие ценностей была разной: в некоторых храмах она проходила относительно спокойно, в других — с некоторыми волнениями, но были и случаи противостояния отдельных прихожан  властями. Хотя эти дела не получили судебного продолжения, но проходили в общей атмосфере неприятия самой акции многими ковровцами.

Кандидат исторических наук, главный археограф Государственного архива Ивановской области Е.С. Бутрин

Интересное исследование «Формы сопротивления изъятию церковных ценностей в Иваново-Вознесенской губернии в 1922 г.» провел кандидат исторических наук, главный археограф Государственного архива Ивановской области Е.С. Бутрин. Как и предыдущий выступающий он дополнил архивный материал по событиям 1922 г. делами из ГАИО и рассмотрел, как проходила кампания по изъятию в трех городах области: Кохме, Кинешме и Лежнево. Егор Сергеевич отметил интересную особенность проведения кампании на местах: хотя по партийной инструкции запрещалось производить замену имущества церквей собранными верующими средствами, но на практике же такая замена во многих храмах активно проводилась. Случаи противления изъятия также не были единичными, и в Лежнево даже собралась целая группа прихожан, открыто выступавшая против изъятия, инициаторы которой получили незначительные сроки заключения.

После перерыва выступления продолжились на секции «Противостояние Церкви и государства с 1922-го года».

Содержательный доклад «К вопросу о канонизации российских новомучеников» зачитал председатель епархиальной комиссии по канонизации святых священник Сергий Пометнев, настоятель храма Димитрия Солунского села Колягино Ильинского района. О. Сергий коснулся ряда важных аспектов процедуры прославления подвижников благочестия, пострадавших в годину гонений. В современных условиях процедура прославления заметно усложнилась в силу ряда факторов. Этому способствует и нынешнее критическое отношение к основным источникам — в первую очередь, делам, хранящимся в архивах ФСБ. Проблему сложного доступа к архивам дополняет недостоверность самой информации в документах следствия по делам духовенства. Докладчик отметил и несколько других трудностей, связанных с подготовкой дел к прославлению исповедников веры, в частности, практическое отсутствие живых свидетелей, которые могли знать репрессированных.

С докладом «Политика местных властей по закрытию шуйских храмов» выступил кандидат технических наук, доцент Ивановского государственного энергетического университета, известный шуйский краевед Е.С. Ставровский. Евгений Сергеевич привел подробные сведения по архивным источникам и составил хронику закрытия храмов в Шуе, а также даты прекращения колокольного звона. Согласно исследованию значительная часть шуйских храмов передавалось в пользование обновленцам, но практически это движение нигде в городе не получило поддержки. В советское время в Шуе был открыт только один храм — Преображенская церковь в Мельничном.

Многолетний исследователь Шуйской-Смоленской иконы Б.Л. Макарьянц дополнил общую тему чтений важным замечанием о том, что защитники Воскресенского собора и других храмов защищали «не злато и сребро», но свои вековые святыни, в первую очередь, чтимые иконы. В своем докладе «Шуйский образ Богоматери в обстоятельствах 1935-1939 годов» он рассказал о традиции глубокого почитания главной шуйской святыни — Шуйкой иконы Богоматери, что во многом защищая именно чтимый святой образ, народ выступил против властей в 1922 г. Докладчик привел краткое описание знаменитого оклада Шуйской иконы, который, как предполагается, был передан после изъятия в Гохран. Последние документальные упоминания о пребывании Шуйской-Смоленской иконы в Воскресенском соборе относятся к концу 1930-х гг., и дальнейшая судьба образа остается неизвестной.

С докладом «Столетие шуйского расстрела 1922 года. Нравственные аспекты противостояния» выступил кандидат богословия, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери г. Южа священник Алексий Лихачев. О. Алексей сделал несколько обобщений о времени проведения кампании изъятия церковных ценностей, коснувшись, в первую очередь, шуйских событий. Основной причиной наступления на храмы он назвал потерю многими людьми ощущения святыни, чувства сакрального. Докладчик подчеркнул высокую ответственность христианина перед лицом жестоких испытаний, отметил нравственную высоту подвига исповедников веры.

С заключительным докладом «Судебный процесс по «шуйскому делу»» выступил и.о. настоятеля Воскресенского собора иеромонах Тихон (Захаров). Выступавший привел краткую хронику известного суда, проходившего в Иваново-Вознесенске, и его освещения в местной прессе. Было отмечено, что судебный процесс, проводившийся представителями Верховного ревтрибунала ВЦИК, был сугубо показательным и являлся судом «обкатки» для будущих процессов по судебным делам над духовенством и верующими. По сути, единственной статьей обвинения по «шуйскому делу» была «контрреволюционная деятельность», по которой и был вынесен расстрельный приговор. Многие исследователи делают вывод, что вина обвиняемых по результатам следствия не была доказана. В заключении была выражена мысль, что кроме суда государства над представителями Церкви был и негласный канонический суд самой Церкви над деяниями инициаторов и исполнителей кампании, которые добровольно отлучали себя от общения с Церковью.

После того, как была исчерпана программа чтений, ведущие отметили качественное содержание докладов и поблагодарили организаторов за успешное проведение конференции. Шуйские Региональные чтения могли бы считаться заметным вкладом в освещение трагических событий в Шуе, имеющих общероссийское значение в новейшей истории. Тексты докладов на чтениях планируется издать в отдельном сборнике.

Региональные чтения проводились в рамках Президентского гранта.