Рождественское послание Епископа Шуйского и Тейковского Матфея пастырям, монашествующим и всем православным христианам Шуйской епархии

Рождество Христово — всемирный, всечеловеческий праздник, праздник явления в мир Господа Иисуса Христа. Рождество Христово глубоко и таинственно, поскольку в нем непостижимо соединилось Божественное естество и плоть человеческая. И вместе с тем Рождество — светло и радостно, это праздник обновления, возрождения души, который часто называли детским. Он призывает нас к простой, непосредственной радости о явлении в мир Господа.

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — так праздник называется в православном календаре. Каждое из этих имен исполнено глубокого смысла и благоговения. Мы называем родившегося Младенца Господом (то есть Господином), подчеркивая Его власть и могущество над всем миром и людьми. Мы называем Его Богом, признавая в Нем Создателя, Творца мироздания, источника и подателя всех видимых и духовных благ. Мы веруем в родившегося Иисуса Христа как Спаса, Спасителя, поскольку Он пришел в мир, чтобы спасти грешников от духовной погибели (1Тим. 1:15) и открыть им вход в Царство Небесное. На этом сознании зиждется наша вера, обретается наша духовная свобода и новая жизнь.

Ныне грозное, суровое время посетило русскую землю, время скорбей и испытаний. Наш народ, прежде победивший нацизм в великой войне, как казалось, дал освобождение и мир народам на долгие десятилетия. И вот мы стали свидетелями и соучастниками разжигания нового военного противостояния, к которому столь очевидно нас подталкивали в последние годы. Мог ли наш народ, который ценой огромных усилий и потерь вернул мир себе и другим народам, вновь хотеть войны?

Войны зарождаются в умах наших идейных недругов, которые, играя на низменных чувствах людей, подменяют нравственные ценности, переиначивают историю, манипулируют сознанием народов. Многим из нас не хотелось верить в то, что эти преступные замыслы выльются в войну, в войну братоубийственную. Но за весь прошедший год мы имели ясное подтверждение, что желания внешних сил превратить вражду в огонь только усилились, что в цивилизованном сообществе ничего не стоят ни договоренности, ни дипломатия, ни устои нравственности, ни даже здравый смысл. Скажем откровенно: мы увидели ясно, какие могут быть последствия жизни без Христа. Посмотрим внимательно и на русскую историю: мы всегда единственно защищали свою целостность, свои принципы жизни — и когда вставали на защиту своего Отечество от врага, и когда вынимали меч, отвоевывая себе столь необходимое жизненное пространство. Мало кто понимал нашу русскую правду. Мы сейчас открыто заявляем о ней и слышим в ответ лишь слова презрения и ненависти.

Как христиане мы не можем не видеть, не ощущать, что случившееся стало тяжким попущением Божиим — и нам, и всем народам Европы. Это попущение не только для вразумления отпавших от веры, но и для теплохладных, малодушных христиан. Бывают моменты, когда мы должны стать сильными, сплоченными во всех отношениях — в воинстве, в политике, в дипломатии, в обществе, в церковной жизни, в своем личном выборе. Эти решения, которые принимаются сейчас — и правителями, и каждым отдельным человеком — очень важны для нашего будущего.

Многие наши собратья, наши ближние были призваны в ряды русского воинства и несут сейчас свое служение на Украине. Мы должны созидать некое единство, единодушие с теми, кто сейчас приближает нам мир. Мы должны молиться об исполнении правды — правды свыше, хотя, возможно, мы не вполне знаем и понимаем ее. Святитель Филарет Московский, говоря о сугубой важности молитвы о подвизающихся на брани братьях, пишет: «Если наша о них молитва не единодушна, не усердна, не крепка, не чиста, не достойна, то она будет лишена некоторой доли помощи, которую могли и должны были доставить им. Если же и совсем уклоняемся от молитвы за них, то уподобляемся малодушным воинам, бегущим с поля битвы».

Прошедший год прошел под знаком 100-летней памяти защитников веры, пострадавших в первые годы гонений на Церковь. Отметим, что это тоже был период духовной брани, брани за отстаивание бытия и внутренних принципов Церкви. И мы поминали воинов этой брани — наших шуйских святых и простых сограждан. И сегодня очевидно, что эта духовная брань никуда не делась, она лишь меняет формы и места соприкосновения. С горечью отмечаем, что эта брань против Церкви Христовой с особой силой разжигается теперь на Украине.

В наступившем году мы будем праздновать две знаменательные даты: 600-летие явления Креста Господня в селе Погост Крест и 400-летие со дня рождения нашего земляка, святителя Митрофана Воронежского. Явленный на месте нынешнего монастыря Крест уже много лет укрепляет веру и благочестие в сердцах людей, дает силы нести свой духовный крест. Святитель же Митрофан, которого называли одним из лучших русских святителей, — всегдашний образец нам для подражания, скорый помощник в наших молитвах и вопрошаниях.

В эти праздничные рождественские дни нам особенно ярко светит Вифлеемская звезда, предвосхищая восход Солнца Правды — Христа. Она указывает нам путь, как некогда волхвам к нашему Спасителю и Утешителю. Далеко еще нам до истинно всенародного торжества, каким была встреча Рождества Христова на Святой Руси! И несмотря на наши общие скорби, мы призваны пронести их вместе с Господом, возгреть в своей душе святую рождественскую радость. Мы призваны и к тому, чтобы огоньки рождественской свечи зажигались в сердцах наших соотечественников.

Еще раз всех поздравляю с величайшим праздником Рождества Христова и призываю на всех Божие благословение!

 

† Матфей, епископ Шуйский и Тейковский

Рождество Христово 25 декабря 2022 / 7 января 2023 г.

Град Шуя