Шуйское благочиние

Шуйское благочиние (в границах Шуйского района) расположено в центральной части Ивановской области. Площадь — 1090 кв. км, население — 21,841 тыс. чел.
Районный центр — город Шуя (58,723 тыс. чел.), главный город Шуйской епархии. В состав района входит 8 муниципальных образований — 1 городское и 7 сельских поселений (данные на 2017 г.).
Герб района (2004): «В червленом поле серебряный сокол, коронованный княжеской шапкой с горностаевой опушкой и сопровожденный по углам четырьмя трилистными золотыми крестами». Сокол в княжеской шапке (герб Суздаля) указывает на князей и бояр Шуйских, которые происходили из нижегородско-суздальских князей и имели вотчины в Шуе. Кресты символизируют четыре монастыря, расположенные на территории района.

Историческая справка

Шуя — один из древнейших и исторически значимых городов Ивановской области. По распространенной версии топоним «шуя» происходит от славянского слова «шуй» (левый, левосторонний), это название связывают с левобережным положением города на реке Тезе. По иной версии термин происходит от финского слова «suja», которое переводится как «открытый, талый», что означат буквально «освобождение реки ото льда». В общем смысле это всё то, что отделяется при обдирании, очищении поверхности, лишении ее покрова: ореха из скорлупы, сока из надломленных стеблей, рыбы от чешуи, крови из пальца (в простореч. «шуйка») и т.п. В связи с этим значением предполагают, что селение могло основаться на месте бывшего языческого капища, где приносились жертвоприношения. Нередко упоминаемое мнение о том, что Шуя в древности могла быть столицей Белой Руси, поскольку на сарматском языке «шуя» означает «столица», мало основательно.
Шуя упоминается у историка В.Н. Татищева, который, ссылаясь на некий, ныне неизвестный документ рассказывает о том, как в 1394 г. Великий московский князь Василий I Дмитриевич после длительной усобицы пошел ратью на мятежных суздальских князей братьев Василия Дмитриевича Кирдяпу и Семена Дмитриевича, лишил их своих вотчин в Суздале и Нижнем Новгороде и «дал им град Шую». От Василия и Семена Дмитриевичей образовались две родословные ветви («старшая» и «младшая») потомков суздальских князей, ставших именоваться Шуйскими. Первым князем Шуйским назван в летописи сын Василия Кирдяпы Юрий. Князья Шуйские считались одним из самых знатных родов при московском дворе, многие из них были боярами и воеводами в царских походах.
Наиболее известные представители рода: Василий Васильевич Немой (†1538) — регент и опекун малолетнего Ивана Грозного; Борис Иванович Горбатый-Шуйский (†1536) — известный воевода, член Семибоярщины; его сын Александр Борисович (†1565) — герой взятия Казани, первый наместник города, казнен Иваном Грозным по подозрению в мнимой измене; народный герой-освободитель воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (†1610); царь московский Василий IV Иванович Шуйский (правл. 1606–1610) — последний Рюрикович на троне. Многие земли в шуйской округе принадлежали Шуйским, в частности, села Мельничное, Иваново, Кохма, Васильевское, Горицы, Чернцы и др. Князья Горбатые-Шуйские (одна из «младших» ветвей) считались потомственными ктиторами Николо-Шартомского монастыря, у них было родовое кладбище в монастыре, а также свой дворец в деревне Горицы. Династия князей Шуйских прекращается в начале XVII в.
Первое документальное упоминание Шуи относится к 1539 г., когда город был разорен татарами во время набега Казанского хана Сафа-Гирея. В 1549 г. Шую посетил Иван Грозный во время похода на Казань, в этом походе шуйский полк участвовал в числе передовых. Шуя была включена в число 19 городов в состав опричнины (1565–1572). Город был в собственности Ивана Грозного, а затем его сына Федора Ивановича. Во время Смутного времени шуяне отказались присягнуть «Тушинскому вору», после чего Шуя была разорена войсками Самозванца в 1608 г. Нашествиям со стороны поляков, литовцев и «воровских людей» Шуя подвергалась еще трижды (в 1615, 1616 и 1619 гг.). Особенно опустошительным был набег 1619 г., превративший Шую в развалины и пепелище. В середине XVII в. Шуя претерпела несколько пожаров.
В 1654 г. во время морового поветрия в Шуе была явлена Смоленская икона Богородицы. После многих молебствий шуян перед святым образом город был спасен от лютой эпидемии. В 1667 г. Шуйская-Смоленская икона была признана чудотворной и получила статус общероссийской святыни.
Расположенная на высоком берегу Тезы, Шуя состояла из деревянного кремля и посада. На территории кремля было немало усадеб русской знати: бояр и князей Черкасских, князей Д.М. Пожарского, И.И. Шуйского, Г.С. Куракина, И.И. Гундорова и др. Среди знатных особ, связанных с Шуей, называют, в частности, дворян Собакиных, родственников одной из жен Ивана Грозного — Марфы, которые владели селом Ильинское (Телешовский погост). В Благовещенский монастырь села Дунилово была сослана первая жена Петра I Евдокия Лопухина, селом Дунилово владел ее отец Федор Лопухин.
К середине XVII в. число жителей города было около тысячи, горожане занимались торговлей и мелким промыслом, среди которых наиболее распространенными были кузнечный, кожевенный и мыльный. Мыловарение было одним из древних и известных промыслов Шуи (кусок мыла изображен на гербе Шуи 1781 г.). Другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный (известное прозвище царя Василия Шуйского — «шубник»); шуйские шубники шили в XIX в. полушубки для русской армии, участвующей в Крымской и Балканской войнах. Были широко известны торговые ярмарки — в Шуе, в крупных селах Дунилово, Введенском, Васильевском.
Наиболее знаменитым в Шуе стало текстильное производство, изначально льняное, позднее — хлопковое. Первая ткацкая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в Шуе в 1755 г. С 1820 г. строятся ситценабивные и прядильные фабрики. Родоначальником бумажно-ткацкого производства в Шуе считается купец В.М. Киселев; купцы Киселевы славились в Шуе необычайно широкой благотворительностью. Другими богатейшими шуйскими фабрикантами, производителями пряжи были династии Поповых, Посылиных, Павловых, Терентьевых, Небурчиловых. В 1910 г. в Шуе было 14 текстильных фабрик и 1 механический завод, на них работало 11 тыс. рабочих. Всего в Шуйском уезде было более 200 бумажно-ткацких станов.

    

В 1719 г. Шуйский уезд вошел в Юрьев-Польскую провинцию. После деления России на 40 губерний Шуйский уезд с 1796 г. стал частью Владимирской губернии (уезд занимал значительную территорию, включая части территорий современных Шуйского, Ивановского, Комсомольского, Тейковского, Лежневского и Родниковского районов Ивановской области). Шуйский уезд, объединивший территории современного Палехского и Южского районов, вошел в состав образованной в 1918 г. Иваново-Вознесенской губернии. В 1929 г. был образован Шуйский район в составе Шуйского округа Ивановской Промышленной области. В 1936 г. Шуйский район вошел в состав Ивановской области. По переписи 1897 г. в Шуйском уезде всего проживало 158,483 тыс. чел., население Шуи составляло 19,583 чел.
С Шуей было связано известное в советской истории так называемое «Шуйское дело». После народных волнений, случившихся 15 марта 1922 г. у шуйского Воскресенского собора при попытке изъятия церковных ценностей, в Иваново-Вознесенске был проведен показательный суд над участниками сопротивления изъятию ценностей, в результате которого три человека было приговорено к расстрелу. «Шуйское дело» знаменовало начало массовых гонений на Церковь.
В советский период Шуя остается промышленным центром области с преобладанием текстильного производства. В настоящее время в Шуе работает фабрика «Шуйские ситцы».
Среди рек на территории района выделяется река Теза. На Тезе была система шлюзов, благодаря чему по ней ходили при помощи конной тяги небольшие барки-«тезянки», а в советское время — небольшие прогулочные катера.

 

Краткая история храмов благочиния

Архитектурный силуэт Шуи определяли храмы; всего в городе, включая ближайшие окрестности, было перед революцией 20 храмов. Старостами городских церквей были, как правило, богатые шуйские купцы и фабриканты. Безусловной доминантой Шуи был Воскресенский собор (1798) с высотной 106-метровой колокольней (1832). Один из старейших храмов города, расположенный на территории древнего кремля, — Покровский собор (до 1629). Богатейшей по убранству в Шуе (и даже во Владимирской губернии) считалась Крестовоздвиженская церковь (1693), ныне храм стоит без глав и еще находится в частной собственности. Значительными храмами, весьма ценными по своей архитектуре были Спасская церковь (1847) с колокольней и Успенский собор (1901) Всехсвятского женского единоверческого монастыря; оба храма были взорваны в начале 1930-х гг. Преображенская церковь (1836) в Мельничном была единственным в советские годы действующим храмом в Шуе.

     

Среди храмов благочиния следует выделить комплекс храмов в с. Дунилово и в смежном с ним с. Горицы, насчитывающий 10 церквей: за исключением одной приходской Преображенской церкви, храмы приписаны к Успенскому женскому монастырю. Все храмы в Дунилово и Горицах освящены в честь двунадесятых и великих праздников. Значительным архитектурным памятником считается храмовый комплекс с колокольней в с. Васильевском, включающий три каменные церкви: Троицкую (1784), Николая Чудотворца и во имя Грузинской иконы Пресвятой Богородицы. Другие приходы: храм во имя преп. Сергия Радонежского (1869) в с. Студенцы; Казанская церковь (1809) в с. Якиманна; храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» (1857) в с. Зименки. Новопостроенные храмы: храм Преображения Господня (1996) в пос. Колобово; деревянный храм в д. Перемилово во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы (2004); деревянный Ильинский храм (2001); деревянный храм в честь преп. Сергия Радонежского (2017) в с. Китово.

     

На территории нынешнего Шуйского района исторически располагалось несколько монастырей. Древнейший — Николо-Шартомский мужской монастырь в селе Введенье, основан в XIV в., был закрыт в 1920 г., возрожден в 1990 г. Другие монастыри: мужской монастырь Воробьевская пустынь (1684–1764) в селе Дунилово, возрожден в 1991 г. как Успенский женский монастырь; Воскресенско-Феодоровский женский монастырь в селе Сергеево (1889–1929) возрожден в 1998 г. как мужской. В селе Кузнецово близ Шуи в 1998 г. был основан Казанский мужской монастырь. В селе Введенье рядом с Шартомским исторически располагался древний Введенский женский монастырь, основанный, предположительно, в XIV в. (упразд. в 1764), на его месте в 2007 г. зарегистрирована монашеская женская община.
Среди упраздненных шуйских обителей: Троицкий мужской монастырь (упом. в 1546, упразд. в 1765), Шуйский-Спасский женский монастырь (упразд. в 1764), Всехсвятский единоверческий женский монастырь (1889–1918).
С шуйской землей связано немало прославленных святых и подвижников благочестия. Преп. Иоаким Шартомский († после 1634), монах-иконописец подвизался в Николо-Шартомском монастыре в начале XVII в., им было написано несколько Богородичных икон, прославившихся чудотворениями. Свв. прав. иерей Григорий и с ним Димитрий, Артемий, Евфросиния Шуйские — жили в конце XVI – нач. XVII вв. в с. Китово, почитались в народе за свое благочестие. Новомученики Шуйские, пострадавшие во время кампании по изъятию церковных ценностей: сщмчч. Павел Светозаров, Иоанн Рождественский, мчч. Петр, Николай, Авксений и Анастасия († 1922). Сщмч. Серафим (Чичагов, † 1937) — во время гонений с 1923 по 1928 гг. жил в Воскресенско-Феодоровском монастыре. Священноисповедник свт. Афанасий (Сахаров, † 1962) закончил в 1902 г. Шуйское духовное училище. Другие прославленные новомученики и исповедники, подвизавшиеся на шуйской земле: сщмч. Иоанн Доброхотов († 1938), сщмч. Феодор Лебедев († 1937), сщмч. Евфимий Тихонравов († 1938), сщмч. Иоанн Коржавин († 1938), сщмч. Петр Зяблицкий († 1938), прпмч. игумения Арсения (Добронравова, † 1939).


В Шуйском благочинии действует 15 приходов, 19 приходских храмов (в том числе 4 приписных), 3 часовни. На территории Шуйского благочиния находится 4 монастыря (3 мужских, 1 женский), 2 женских монашеских общины. К монастырям приписано 23 храма, расположенных на территории благочиния.

◈ Благочинный:  протоиерей Василий (Добычин).

◈ Сайт благочиния:  shuya.blagochin.ru

Новости Шуйского благочиния на епархиальном сайте

Общественные мероприятия:
◈ Общегородской крестный ход в день празднования Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери: проводится 10 августа в Шуе.
◈ Малый крестный ход в день памяти шуйских новомучеников: проводится 10 мая.
◈ Региональные рождественские чтения: проводятся в ноябре–декабре в Шуйском филиале Ивановского государственного университета.
◈ Межрегиональная научная конференции «Чтения по региональной казуальной истории»: проводятся в октябре в шуйском музее К. Бальмонта.
◈ Фестиваль детского творчества «Рождественский подарок»: проводится в шуйском Доме культуры во дни Святок.
◈ Фестиваль детского творчества «Светлый праздник»: проводится на Пасхальной седмице.

 

Действующие приходы

Храм Преображения Господня г. Шуя

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Шуя

Храм Ксении Петербургской г. Шуя

Храм Троицы Живоначальной с. Васильевское

Храм Преображения Господня с. Дунилово

Храм Сергия Радонежского с. Студенцы

Храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» с. Зименки

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» д. Перемилово

Храм Илии пророка д. Сенниково

Храм Казанской иконы Божией Матери д. Якиманна

Храм Преображения Господня п. Колобово

☦ Храм святого Иоанна Предтечи д. Остапово

☦ Храм великомученика Георгия с. Зеленый Бор

☦ Храм Илии пророка с. Ильинское

☦ Храм преподобного Сергия Радонежского с. Китово

 

Приписные храмы, часовни

☦ Храм иконы Божией Матери «Знамение»
      Относится к храму иконы Божией Матери «Споручница грешных» с. Зименки
☦ Храм Илии пророка
      Относится к храму иконы Божией Матери «Споручница грешных» с. Зименки
☦ Храм Преображения Господня с. Пустошь
      Относится к храму свв. первоверховных апостолов Петра и Павла г. Шуи
☦ Храм Троицы Живоначальной села Дроздово
      Относится к храму Преображения Господня г. Шуя
Часовня иконы Божией Матери «Троеручица»
      Относится к храму Троицы Живоначальной с. Васильевское
Часовня иконы Божией Матери «Феодоровская»
      Относится к храму Казанской иконы Божией Матери д. Якиманна
Часовня Силуана Афонского
      Относится к храму Преображения Господня п. Колобово
Источник свт. Николая
      Относится к храму Преображения Господня г. Шуя

 

Приписные монастырские храмы

К Николо-Шартомскому монастырю:

☦ Кафедральный собор Воскресения Христова г. Шуя
☦ Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Шуя
☦ Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Шуя
☦ Храм святого Алексея человека Божьего г. Шуя
☦ Храм благоверного князя Александра Невского г. Шуя
☦ Храм святителя Николая г. Шуя
☦ Храм Вознесения Господня г. Шуя
☦ Храм апостола и евангелиста Ионна Богослова с. Введенье
☦ Храм Вознесения Господня с. Введенье
☦ Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (зимний) с. Введенье
☦ Храм Владимирской иконы Божией Матери (летний) с. Введенье
☦ Храм Казанской иконы Божией Матери с. Золотниковская пустынь
☦ Храм святителя Митрофана Воронежского с. Золотниковская пустынь
☦ Храм Святой Троицы с. Чернцы
☦ Храм Успения Пресвятой Богородицы д. Клещевка
☦ Храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» д. Дворишки

К Казанскому монастырю (Кузнецово)

☦ Храм Святой Троицы с. Красноармейское
☦ Храм Архангела Михаила с. Красноармейское
☦ Храм Илии пророка г. Шуя
☦ Храм Всех Святых с. Волокобино

К Успенскому Дуниловскому монастырю:

☦ Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с. Дунилово
☦ Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Дунилово
☦ Храм Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня с. Дунилово
☦ Храм Всех Святых с. Дунилово
☦ Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Горицы
☦ Храм Вознесения Господня с. Горицы