Крещение Господне

Все четыре Евангелия рассказывают о Крещении, дополняя это повествование некоторыми подробностями. Предваряло Крещение проповедь пророка Иоанна Предтечи, который имел повеление от Бога приготовить людей к пришествию Мессии — Христа, Помазанника Божия. Мессию ожидали в Иудее, как Избавителя от духовного плена, в котором пребывало человечество после грехопадения. Вследствие первого греха люди были изгнаны из рая сладости, а после умножения грехов многие еще более отдалились от Божественной жизни, забывая уже и о самом Царстве Небесном. «Предтеча» означает «идущий впереди». Иоанн Предтеча предварял своими словами и служением пришествие Господне. Предание Церкви говорит о том, что и в темницы ада святой Предтеча снизошел прежде Господа и возвестил находящимся там радостную весть о спасении человеческого рода.

Пророк Иоанн вышел на берег Иордана с призывом покаяния и грозными предупреждениями избранному народу, уклонившемуся от исполнения заповедей. Вся суть его проповеди заключалась в словах: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (Мф. 3:2). Святой Иоанн призывал покаяться, то есть оторваться от земных привязанностей, обратиться душой к Богу и нравственно переродиться. То, что Царство Божие «приблизилось», означало близость времени пришествия Мессии на землю, скорую встречу с Ним. Этот призыв также указывал и на скорые изменения в ином, духовном мире, поскольку именно Мессия должен был освободить плененные адом души и открыть им врата Своего Царства. Покаяние было первым условием вхождения в грядущее Царство Небесное. Очевидной в словах Предтечи была истина, что неподготовленное и неочищенное не может войти в Царство чистоты и святости.

Сила проповеди Иоанна была необычайной, и множество людей устремилось его послушать. В иудейском народе было известно, что перед пришествием Мессии Бог пошлет Своему народу пророка в образе Илии. Об этом писал пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5,6). Как Илия, Иоанн Предтеча ревновал о Боге, непрестанно и бесстрашно обличал закосневших душой, грозил наказаниями тем, кто отошел от путей Божиих. Даже внешним видом Иоанн напоминал Илию: как пишет Евангелие, он «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды [вид саранчи] и дикий мед» (Мк. 1:6).

Откликнувшихся на его призыв, Иоанн крестил «крещением покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:3). Это «крещение покаяния» (то есть крещение, требующее покаяния) было символом того, что погружающийся желает очиститься от своих грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты. Однако крещение Иоанна самого прощения грехов не давало, а только настраивало, подготавливало душу человека для другого, «огненного» и спасительного крещения, о котором святой пророк говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною … будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Огонь есть образ сожжения — уничтожения грехов, и это могла совершить только благодать Божия.

Скоро на Иордан из Галилеи (северной провинции Палестины) пришел Иисус Христос, и Иоанн духом прозрел в Нем обещанного Мессию. Господь пожелал принять крещение от Иоанна, но пророк смиренно сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14) Однако Господь ответил ему: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». «Исполнение правды» было в том, что Господь подчинился пророку, который послан Богом, и сделал то, что он велел всему народу. Христос, как безгрешный, не нуждался в очищении: Евангелие отмечает, что «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды». Говоря «тотчас», евангелист Матфей подчеркивает, что другие находились какое-то время в воде, исповедуя свои грехи, а Господь сразу вышел, поскольку был непричастен греху.

А.А. Иванов. «Явление Христа народу». 1857. ГТГ.

Известно, что праздник Крещения иначе называется Богоявлением. Это слово можно понимать в двух значениях. После того, как Христос вошел в воды Иордана, случилось явление всей Святой Троицы: отверзлось небо, и Иоанн услышал глас Бога Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22) В то же время на Христа сошел Дух Святой «в телесном виде, как голубь» и почил на Нем. Так явилась в Крещении слава троичного Божества: Отец — в гласе с неба, Сын — крестившийся в Иордане, Дух Святой — в виде голубя. В другом значении Богоявление связывается с началом общественного служения Иисуса Христа, Который прежде оставался в безвестности. По иудейскому закону наставлять в вере человек мог только по достижении тридцатилетнего возраста, и в этом Господь также «исполнил всю правду». Это подчеркивает евангелист Лука: «Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати» (Лк. 3:23). Первое явление Господа на Иордане изображает известная картина А. Иванова «Явление Христа народу».

Слово «крещение» (по греч. «баптизма») переводится как «погружение». Со словом «крест» оно напрямую не связано. Из значения этого слова следует традиция Православной Церкви крестить людей полным погружением в воду. Именно так крестил людей Иоанн Предтеча: люди заходили в Иордан по шею и, находясь в воде, исповедовали свои грехи. Однако святой Иоанн часто изображается на иконах с крестом в руке. Это означает, что Крещение Господне было и началом служения Христа, и образом будущего Креста — «крещением в смерть» (Рим. 6:4), как называет его апостол Павел. Накануне Своих Страстей Господь отвечает ученикам на их просьбу разделить с Ним будущую славу: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10:38) Он здесь говорит о чаше Своих страданий, соединяя с этим мысль о внутреннем содержании Своего Крещения. Можно понимать это так, что принимающий крещение, принимает и образ жизни Спасителя, существенной частью которой были страдания, телесные и душевные. Нередко на иконах Крещения берег Иордана изображается в виде ломаной линии, а сам контур реки напоминает погребальную пещеру, в которую «входит» Христос.

Важность Крещения Господня заключается и в том, что Своим вхождением в воды иорданские Христос очищает само творение, которое обрело имеет некую «мертвость» после наполнения мира грехом. Как Господь освящает душу покаявшегося человека, так Он освящает и тварный мир и, как символ жизни, — воду. Глубокий смысл Крещения Господня, как обновления всего творения, является нам в таинстве освящения естества воды, которое происходит в праздник: вода становится нетленной, непортящейся, она получает способность целить и отгонять злых духов. Каждый христианин должен соблюдать большое благоговение к «агиасме», то есть «великой святыне», как называют крещенскую воду — она есть видимый знак присутствия благодати Божией.