Крестный путь Иисуса Христа в картинах Джеймса Тиссо

Французский художник Джеймс Тиссо (Jacques Joseph Tissot, 1836-1902) более известен в кругу искусства как создатель изысканной жанровой живописи. Сюжетами большинства его картин были сцены из ослепительной модной парижской и лондонской жизни.
Однако в 1882 году в жизни художника наступает перелом. Умирает от туберкулеза его жена Кэтлин Ньютон, вдохновительница его творчества, с которой он прожил 12 лет. Тиссо испытывает настоящее потрясение, и ничто не может помочь ему утолить боль и вернуть себе душевное равновесие. Он совершенно утрачивает интерес к живописанию «света» и отказывается от карьеры «салонного» художника.
Тиссо вспоминает свое религиозное  воспитание, полученное в детстве от матери, и вторично обращается к вере, но уже глубоко осмысленно, а не просто как к средству утолить прежнюю боль. В 1885 году Тиссо задумывает создать серию работ, связанных с текстом Священного Писания. Несколько раз художник посещает Палестину, Сирию, Египет и живет там подолгу. На основе своих поездок он сделал бесчисленное количество предварительных зарисовок и фотографий. Практически все работы Тиссо, посвященные библейской тематике, писались или задумывались им на Святой земле.
Художник ставил своей целью создать нечто отличное от гравюр французского иллюстратора Библии Гюстава Доре (1865-1866), в которых преобладали романтические фантазии. Особенностью работ Тиссо стало стремление к реалистичности в передаче типажей, ландшафтов и бытовых деталей времени жизни Иисуса Христа. Он не изображает европейцев, переодетых в старинные костюмы, как это часто бывало свойственно западной живописи, в его работах — персонажи, созданные на основе увиденного художником во время его поездок. Тиссо тщательно согласовал между собой веризм (реалистичность), оригинальность в изображении сюжетов и узнаваемость для зрителя евангельских образов.
Цикл работ Тиссо «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» составил 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 году в Париже. В настоящее время они принадлежат Бруклинскому музею (Нью-Йорк). Цикл по Ветхому Завету Тиссо закончить не успел. В 1902 году Джеймс Тиссо вернулся из Палестины в Париж лишь для того, чтобы умереть на родине.
К выставке Бруклинского музея искусств 2010 года:
«Он воображал себе Святую Землю такой, как будто она ничуть не изменилась со времен рождения Христа. Хотя при этом у него не было иллюзий о том, что она могла остаться неизменной».


Дж. Тиссо. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Часть 1

 

Иисус в Вифании у Марфы и Марии

Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. (Ин. 11:32,34)

Воскрешение Лазаря

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. (Ин. 11:43,44)

Решение синедриона убить Господа Иисуса Христа

Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. (Ин. 11:47-50)

Вечеря в Вифании в доме Лазаря

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. (Ин. 12:1-8)

Вход Господень в Иерусалим

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. (Мф. 21:1-5)

И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. (Лк. 19:35)

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21:8,9)

Изгнание торгующих из храма

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. (Мф. 21:12,13)

Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Мф. 21:15,16)

Проклятие бесплодной смоковницы

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Мф. 21:18,19)

Желание еллинов видеть Господа

Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Ин. 12:20-26)

Засохшая смоковница

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам. (Мк. 11:20-24)

Ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть

И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. (Мф. 21:23-27)

Ответ Господа о дани кесарю

И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. (Мк. 12:13-17)

Обличение книжников и фарисеев

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. (Мф. 23:13-16)

Лепта вдовицы

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. (Лк. 21:1-4)

Притча о десяти девах

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. (Мф. 25:1-5)

Совещание иудейских вождей об убиении Христовом

Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. (Мф. 26:3-5)

Предательство Иуды

Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. (Лк. 22:3-6)

Крестный путь Иисуса Христа в картинах Джеймса Тиссо. Часть 2

Крестный путь Иисуса Христа в картинах Джеймса Тиссо. Часть 3