Вознесение Господне

Празднование Вознесения Господня тесным образом связано с празднованием Святой Пасхи — Воскресения Христова. Вознесение случилось на сороковой день после Воскресения, и этот временной промежуток считается пасхальным периодом.

Иисус Христос вознесся на небо не тотчас по Воскресении, чтобы никто не предположил, что Его Воскресение из мертвых было вымыслом. В сорокадневный период между Воскресением Христа из мертвых и Его Вознесением Он еще пребывал на земле и являлся Своим ученикам, укрепляя их в вере и продолжая наставлять их о Царствии Божием, подготавливая их сознание к скорой разлуке с Ним. По рассказам евангелистов первое явление воскресшего Иисуса Христа было Марии Магдалине, потом – другим мироносицам. Однако церковное Предание говорит, что первой о Воскресении Господа узнала Пресвятая Богородица. Всего при сопоставлении Евангелий и апостольских посланий считается, что всего было десять явлений воскресшего Христа. Последнее явление Христа апостолам было при Его Вознесении.

Апостолы отмечали, что облик воскресшего Христа сильно изменился, Его лицо было исполнено поразительного величия, Он являлся «в ином образе» (Мк. 16:12). Христос вкушал с учениками пищу, хотя в пище уже как человек не нуждался. Его тело изменило природные свойства: Он мог проходить через запертые двери, мог мгновенно преодолевать большие расстояния. Воскресший Господь не являлся никому, кто в Него не уверовал: Он не являлся иудеям, Пилату, Ироду и другим Своим гонителям. Как Сам Он обещал в Прощальной беседе апостолам: «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а Вы увидите Меня» (Ин. 14:19). В известном церковном песнопении поется: «Воскресение Христово видевшее…» — это означает, что мы все можем стать свидетелями воскресшего Христа в Церкви, и в твердой вере духовно лицезреть, «увидеть» Христа в таинствах церковных, в первую очередь, в Причастии.

Само евангельское событие Вознесения было необычайно торжественно. Христос вместе с Богородицей и Своими учениками взошел на вершину горы Елеон (Масличной), расположенной к востоку от Иерусалима. Сказав несколько последних напутственных слов, Христос благословил апостолов и стал подниматься на их глазах, и облако взяло Его из вида. В тот же момент апостолам предстали «два мужа в белой одежде» — два Ангела, которые пророчествовали им, что Господь, ныне возносящийся на небо, так же явится в Своем Втором Пришествии. Жизнь человечества заключается, таким образом, между двумя явлениями славы Спасителя — Его Вознесения и Его Преславного Пришествия.

Христос взошел на небо Своей силой, являя этим Свое Божественное могущество. Как сказал святитель Григорий Богослов: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века…» Само небо, на которое вознесся Господь, — это, разумеется, не то звездное небо, которое находится над нами, и не далекий космос, это духовное небо, место вечного пребывания Бога. Очень важное отличие от прежнего пребывания Христа на небе в том, что Он вознесся вместе со Своим человеческим телом. Это показывает, что Господь вознес человеческую природу в самое высокое достоинство — «одесную» Бога, то есть рядом с Божеством.

В Евангелии от Луки описывается, что Христос, отдаляясь, благословлял апостолов: «И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50,51). Это означает, что благословение Христово простирается на все времена. Оставляя мир, Он не оставляет Своих учеников. На иконах всегда изображается Христос в жесте благословения — это как раз свидетельство дарования Своего вечного попечения о нас. Этим же жестом, так называемым «именным перстосложением», священник благословляет свою паству: правая рука складывается таким образом, что пальцы образуют монограмму имени Спасителя — IС ХС.

Какое значение для нас имеет Вознесение? Господь вознесся на небо для того, чтобы приготовить небо к принятию всех истинных Своих последователей: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2,3). Господь сотворил всё необходимое для нашего спасения. И Своим Вознесением на небо Он открыл нам путь в небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге — это зависит от нас самих, от нашего доброго произволения, следования путем Христовым, путем Его заповедей, путем креста. Господь нам обещает высочайшую славу — пребывание в небесных обителях, в вечном Царстве Христовом. И если Воскресение дарует нам освобождение от смерти и приобщение к бессмертию, то в Вознесении мы имеем ясный образ приобщения к небесной славе Сына Божия, где Он ныне пребывает. Вознесение нам показывает наше высокое назначение — быть соучастниками славы Божией.