Память святых апостолов Петра и Павла

Апостолы — ученики Христовы, свидетели Его жизни, преемники Его учения, первые проповедники Евангелия. Апостолы — наиболее чтимый чин святых в Церкви Христовой. Слово «апостол» означает «посланник». Господь посылал Своих учеников на проповедь покаяния и Воскресения, и ученики бесстрашно шли по дорогам Римской империи, неся слово Божие в иудейские селения и языческие города.

Среди апостолов наиболее прославились в проповеднических трудах Петр и Павел, поэтому они называются «первоверховными». Об деятельности Петра и Павла рассказывает книга Деяний святых апостолов, то есть источником их жизнеописания является священный текст. Не многие святые сподоблялись такой чести: частью священной истории являются жизнеописания пророков Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа Прекрасного, Моисея, Илии, Самуила, царя Давида и других праведников Ветхого Завета. Святые апостолы стали их наследниками и творцами новой истории — истории христианской Церкви, продолжающейся до настоящего времени.

Книга Деяний — это история первенствующей Церкви, когда горящие духом Христовым апостолы обращали в христианство как отдельных людей, так и целые общины и в разных городах. Ученики Христовы претерпевали множество скорбей и гонений со стороны противящихся христианству иудеев и от римских языческих властей. Книга Деяний свидетельствует о непобедимой силе Духа Святого, благодаря которой за краткое историческое время (всего около 30 лет) учение Евангелия было распространено во многих уголках Палестины, Сирии, Малой Азии и Европы небольшим числом апостолов, большая часть из которых были простыми галилейскими рыбаками. Петров пост, который следует за праздником Пятидесятницы, символизирует время деятельности апостолов, хронологически последующим за земным служением Господа Иисуса Христа.

Петр исцеляет больных. Петр поражает Ананию и Сапфиру. Фреска Гурия Никитина

Первая часть книги Деяний рассказывает, преимущественно, о деятельности апостола Петра, обращении ко Христу множества людей в Иерусалиме и его окрестностях. Петр произносит пламенную речь в день Сошествия Святого Духа на апостолов, после его проповеди обратилось около трех тысяч человек (2 глава); после исцеления хромого от рождения в храме он же произносит другую проповедь, силой которой обратилось еще пять тысяч человек (4 глава). Петр участвует в жизни первенствующей Церкви — общине верующих в Иерусалиме, которая была исполнена особенными духовными дарами ее членов. В общине было общее имущество, и она находилась под особенным покровительством Божиим: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4:32-35). Это духовное единство было нарушено грехом христиан Анании и Сапфиры, допустивших маловерие и ложь; обличивший их апостол Петр возвестил, что они наказаны кончиной по повелению Духа Святого (5 глава).

Петр силой Божией исцеляет больную христианку Тавифу, воскрешает умершего отрока Энея (9 глава), даже тень проходящего Петра исцеляла больных (Деян. 5:15). В городе Иопии Петром был обращен ко Христу первый язычник Корнилий сотник (10 глава), причем Петру трижды было особенное видение, означавшее благоволение Господа к началу обращения в христианство язычников. Во время гонения Ирода Агриппы Петр был схвачен, заключен в оковах в тюрьму и едва не был казнен в угоду иудеям, однако явившийся ангел освободил его и чудесно вывел из темницы (12 глава). Петр, как и Павел, был участником апостольского собора в Иерусалиме, первого собора в истории молодой Церкви, на котором решался вопрос правил обращения язычников — должны ли язычники, принимающие крещение, соблюдать, как все христиане из иудеев, закон Моисея (обрезание и обрядовые постановления).

Деяния св. апостолов. Крещение евнуха эфиопской царицы. Обращение Савла по пути в Дамаск. Фреска Гурия Никитина

Вторая часть книги Деяний рассказывает о деятельности апостола Савла-Павла, его миссионерских путешествиях, в которых его сопровождал ученик — евангелист Лука, автор книги Деяний. Савл первоначально был убежденным фарисеем, ревностным гонителем христиан, но был вразумлен и обращен к вере Самим Христом, чудесно явившимся ему по дороге в Дамаск (9 глава). При этом явлении, сопровождавшемся сиянием света свыше, Савл ослеп и прозрел только после своего крещения. Обращение Савла — одно из самых значительных чудес в истории первенствующей Церкви. Не сразу Савл был принят в круг апостолов, этому во многом способствовал его родственник — апостол Варнава. Научение Савла тайнам веры произошло от Самого Господа в Аравийской пустыни, куда Савл по внушению Божию удалился вскоре после своего обращения, как он пишет в послании к Галатам: «…Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию» (Гал. 1:16,17).

Считается, что рукоположение в апостольство Савла произошло перед его первым путешествием на Кипр и Малую Азию, причем указание на это было дано Духом Святым: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). После обращения проконсула острова Кипр Сергия Павла, Савл стал называться именем обращенного патриция. Имя Павел переводится как «малый», «маленький»: апостол был не только небольшого роста, но и принял это имя по смирению, памятуя о своем прежнем гонении: «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор. 15:9). Всего Павел совершил три больших миссионерских путешествия по Малой Азии, Балканам, Греции, везде утверждая новые церкви (13-21 главы); после заключения в Кесарии он отправился в Рим, где, будучи в узах, имел возможность проповедовать несколько лет (27-28 главы).

Павла и Варнаву принимают за богов в Листре. Павел в гостях у Лидии. Павел воскрешает отрока Евтиха. Фреска Гурия Никитина

Обращение Павла в христианство не простили его соплеменники иудеи, которые многократно пытались умертвить его. Все свои злоключения, которые Павел претерпел с помощью силы Христовой и ради Христа, он описывает в своем послании к христианам Коринфа: «Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор. 11:23-27). Сила апостольства Павла проявилась в исцелениях: Павел воскрешает нечаянно упавшего с высоты отрока Евтиха (20 глава), даже опоясания с тела Павла имели силу исцеления и изгнания злых духов (Деян. 19:12).

Петр и Павел прославляются среди прочих апостолов не как «главные», а как наиболее потрудившиеся в деле распространения христианства. Их письма к христианам — учительные послания, в которых раскрываются тайны христианского учения, составляют почти треть Нового Завета. Петр написал два Соборных послания, Павлу принадлежит четырнадцать посланий разным Церквам и отдельным лицам.

Святые апостолы Петр и Павел приняли мученическую кончину в Риме около 68 года во время гонения императора Нерона. День их кончины почитается как день прославления их праведных трудов и день восшествия их в Царство Христово, к которому они всей душой стремились в своей многотрудной и скорбной земной жизни.