О празднике Шуйской-Смоленской иконы Богородицы, отмечаемом 11/24 июля

Один из праздников в честь Шуйской Одигитрии традиционно отмечается 11/24 июля. Эта важнейшая святыня нашей земли особо почиталась не только в Суздальской митрополии, но и не менее ревностно, в соседних Ростовско-Ярославских землях. И названная дата является тому прямым свидетельством. Но прежде чем начать рассказ об истории этого праздника, хотелось бы напомнить о существовании одной древней традиции, связанной со сретением, то есть, торжественной встречей святых икон. Драгоценная икона переносилась на руках, нередко крестный ход был многодневным «путным шествием» с многочисленными молебнами. Если святыня доставлялась в город или село впервые, в определённый для неё «удел», то было принято и самое место её встречи отмечать постройкой часовни или даже храма. Примером этой традиции в истории села Иванова была Казанская часовня (на пересечении современных улиц Смирнова и Лежневской), которая отмечала собою место, где по преданию, в 1579 году жители села встречали Казанскую икону Божией Матери. Точную копию (в меру подлинника) изготовили по заказу владельца села Иванова, князя Черкасского для местного Покровского монастыря, учреждённого в память о взятии Казани, что произошло в день праздника Покрова Божией Матери.

Теперь обратимся к истории прославления иконы Божией Матери, именуемой Шуйско-Смоленской, или Шуйской Одигитрией. Мы надеемся, что читателю хорошо известны местные события 1654 и 1667 годов и не будем здесь подробно их пересказывать. Напомним лишь, что Воскресенская церковь Шуи, где прославилась обетная икона, исполненная по поручению прихожан местным иконописцем Герасимом, к середине XVII века была двухъярусным деревянным строением и располагалась за чертой крепости, «на посаде». Состоявшийся 28 июля 1667 года шуйский акт прославления чудотворной иконы возвысил местное почитание святыни до всероссийского уровня, но не изменил статуса церкви. Исследователи локальной истории полагают, что рядовой храм стал соборным не ранее 1690 года . Передачу посадской церкви функций собора (после подобающей реконструкции) мог своей властью решить на местном уровне Суздальский митрополит. Но в локальной истории Ярославля известно тождественное (!) освящение престола в честь иконы Богоматери из Шуи, состоявшееся 10 июля 1690 года . Церковь, избранная к освящению во славу Одигитрии Шуйской, была расположена практически в центре ярославского Кремля, поблизости от Успенского кафедрального собора и Митрополичьих палат.

Церковь святителя Иоанна Златоустого в ярославском Кремле (не сохранилась). Главный престол в честь иконы Божией Матери Шуйской (с 1690 г.). Фото С.М. Прокудина–Горского, начало ХХ века. 

Это деяние (по этикету) несколько превышало рамки личной инициативы Ростовского митрополита. Столь основательные зодческие преобразования в двух соседних митрополиях могли последовать лишь за вышестоящим московским актом прославления иконы Одигитрии из Шуи.

Первый лист Похвалы на икону Одигитрии из Шуи (1690).

Действительно, целый ряд фактов свидетельствует о том, что в 1690 году состоялось московское прославление иконы Божией Матери из Шуи. Основной идеей московской канонизации было возведение иконы Одигитрии из Шуи в особый чин вселенской святыни. Видимо тогда же было учреждено новое празднование иконе во Вторник Пасхи, издавна почитаемый как праздник Одигитрии. Это событие отразилось как в создании частной Похвалы на икону Одигитрии из Шуи (1690), так и в храмовом зодчестве.
Повторим, что в этот год Воскресенская церковь Шуи стала соборной, а в Ярославле, «личным иждивением» митрополита Ионы была устроена церковь в честь Одигитрии Шуйской (прежде освященная во имя святителя Иоанна Златоустаго). Но всё же, в местной традиции основное празднование совершалось не 10 июля, а на следующий день. День 11 июля был избран митрополитом Ионой для общегородского крестного хода в честь новой святыни. Наиболее подходящим аргументом в пользу такого «переноса акцента» с 10-го на 11-ое июля является тот, что самый первый крестный ход в этот день состоялся в 1690 году, и он был завершающим этапом большого хода с иконой из Москвы.

Икона, бывшая главной его причиной и участницей, сохранилась до наших дней. Некоторые иконописные детали позволяют предположить, что икона «Богоматерь Шуйская» (ГТГ) была создана как московская «наместница» иконы из Шуи, непосредственно к её кремлевскому прославлению. Так, лики Архангелов добавлены в сюжет Шуйской Богоматери наособицу, только на данной иконе, исполненной мастером Оружейной палаты. Клейма с изображениями Архангелов понимались как отличительный знак Одигитрии из Константинополя. И этими изобразительными средствами царский мастер передал повышение статуса чудотворной иконы из Шуи. Другой особенностью иконы из ГТГ является точное повторение размеров протографа из Шуи. Последующее перемещение такого равноценного аналога новочтимой иконы в Ярославль, вполне объяснимо участием митрополита Ионы. Возможно, этот список был выкуплен им целенаправленно, для церкви, избранной к освящению в честь Шуйской Одигитрии.

Богоматерь Шуйско-Смоленская. Конец ХVII века. ГТГ

Особый этикет той эпохи в отношении к Божией Матери, с которого мы начали наш рассказ, позволяет допустить торжественное «путное шествие» новой иконы из Москвы в Ярославль. Ярославцы несли и встречали не столько новую икону Божией Матери, но более того, саму первообразную Царицу и Владычицу, заранее подготовив и освятив для Нее новый престол. Немаловажно и то, что московский образ имел ярославский прототип (1682).

Известна также прорись начала XVIII века, соответствующая иконе мастера Оружейной палаты. Она представлена в Филимоновском собрании (ГРМ) и подписана кратким титулом «Шүискіѧ». Очевидно, после московской канонизации эта прорись получила типовой общероссийский статус, поскольку именно по её рисунку было создано большинство тезоименитых икон Божией Матери XVII–XIX веков.

Фреска (1682) из церкви Спаса Неруктворного. Село Заболотье Ярославской области.

«Образ чудотворный Божией Матери Шуйской-Смоленской в Шуе». Прорись (ныне в ГРМ)

Третьим престолом, связанным с московским прославлением Одигитрии Шуйской и, кстати, с тем же крестным ходом из Москвы до Ярославля, мы дерзнём назвать церковь Одигитрии в Суздале (1696). Дело в том, что этот крестный ход, по-видимому, проходил через Суздаль. Об этом косвенно свидетельствует местоположение суздальской церкви. На тот момент это был край города, и начало ярославского тракта. То есть, наиболее вероятно, она была поставлена на месте расставания с иконой в Суздале, по примеру Новодевичьего монастыря в Москве, построенного на месте расставания с Одигитрией Смоленской (1456).

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1696-1706). Суздаль

Ещё один престол, освящённый в честь Одигитрии Шуйской расположен в селе Волокобино Южского района.

Спасо-Преображенский храм (1696). Село Богородское Волокобино, Южский р-н Ивановской обл. Нижняя церковь (1690) освящена в честь иконы Одигитрии. Фото Ф.В. Никонова, нач. ХХ в.

Освящение нижней церкви честь иконы Одигитрии, по одним документам произошло в 1690 году, а по другим, в 1692 году. Возможно, что обе даты правильные, и отражают моменты закладки и освящения нижнего храма. Церковь в Волокобине сохранила архитектурную форму двухъярусной Воскресенской церкви в Шуе, к тому моменту уже утраченную после её перепланировки на два отдельно стоящих здания. Видимо, владелец села, сподвижник царя Петра I, дворянин Пётр Осипович Воронов, бывший к тому же уроженцем Шуи, питал особые чувства не только к прославленной иконе, но и к самой древней Воскресенской церкви. Храмозданная грамота, хранившаяся в Волокобинской церкви, была подписана митрополитом Иларионом.

Шуйско-Смоленский престол в селе Ярлыково Ивановского района, вполне вероятно, также имеет связь с повышением чина Одигитрии Шуйской.

Первоначально престол в её честь был устроен (переовящён) в здании древней церкви. Новый храм в Ярлыкове, с изящными архитектурными формами, имеет такое же посвящение, но выстроен уже в XIX столетии. Известно, что это село некогда было во владении Суздальского Покровского монастыря. Можно предполагать, что ранний престол здесь был устроен по инициативе митрополита Илариона, но эта версия требует дополнительной аргументации.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Село Ярлыково Родниковского р-на Ивановской обл. Действующим в настоящее время является второй храм церковного ансамбля (XIX век)

И снова вернемся к дате 11/24 июля. Исторически эта дата наряду с празднованием во Вторник Светлой седмицы, воздаёт высшие почести иконе Божией Матери из Шуи, как вселенской святыне. Ведь во главе крестного хода из Москвы в Ярославль была та самая икона (написанная мастером Оружейной палаты по представлению митрополита Ионы), которая была на праздновании во Вторник Светлой седмицы в Москве, в одном из кремлёвских соборов, Успенском или Благовещенском. Необходимо сказать ещё несколько слов о том, как местный ярославский праздник стал всероссийским. Это произошло в первой половине XIX века. По сведениям протоиерея Иоанна Бухарева (1891), дата 11 июля стала праздноваться как всероссийская с 1831 года. Такое решение стало плодом соборной мудрости, основанной на знании истории Ярославля. Но основное влияние на появление новой даты во всероссийском календаре именно после этого года, оказало новое Шуйское чудо избавления от холеры 1831 года. Оно проявилось в том, что смертоносная эпидемия в Шуе оборвалась в самом разгаре, на третий день после июльского же праздника двух Одигитрий, Смоленской и Шуйской, отмечаемого 28 июля (10 августа н. ст.). А на следующий год было закончено строительство знаменитой Шуйской соборной колокольни, спроектированной итальянцем Гауденцио (в крещении Иваном) Маричелли.

Добавим, что преемники митрополита Ионы по Ростовской кафедре продолжили почитание иконы из Шуи. Придел в честь Богоматери Шуйской в 1730 году был освящен в Троицкой церкви (1678) Александровской Чудовой пустыни, находившейся недалеко от Рыбинска.

Троицкая церковь (1678) Александровской Чудовой пустыни. Один из четырёх её приделов был освящён в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (с 1730 г.). Фото конца XIX века

А ещё через столетие, при обновлении Христо-Рождественской церкви села Давыдово вблизи Тутаева (1829), были освящены приделы в честь Шуйской иконы Богоматери и во имя святителя Николая чудотворца.

Христорождественская церковь (1829). Село Давыдово Ярославской области. Приделы в честь Богоматери Шуйской и святителя Николая. Фото 1888 г.

К началу ХХ столетия общее число престолов, посвящённых иконе Одигитрии Шуйской, или как её стали позднее называть, Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери, было не менее десяти. А празднования в честь Одигитрии Шуйской, как местные, так и общероссийские, совершались до шести раз в пределах годового богослужебного круга.

Б.Л. Макарьянц