Сбросить бремя телефонов — Александра Грипас

Недавно президент РФ В. Путин предложил запретить телефоны в школах. Я всегда сомнением отношусь к любому виду запретов, но в данной ситуации – только «за». И очень жаль, что идея главы государства не получила поддержку в департаментах образования. Хотя многие педагоги, родители и даже сами школьники видят больше вреда от гаджета, чем пользы. Пусть каждая семья решает, покупать ребёнку телефон или нет, какую модель выбрать, сколько чаду сидеть за телефоном, айпедом и так далее – но пусть все девайсы остаются дома.

Когда ещё старшая дочка училась в школе, у них учительница по математике перед уроком собирала в корзинку телефоны, а на перемнах выдавала. Только это было 8-9 лет назад, и возможностей у телефонов было поменьше, правда, на отвлечении от занятий это не сказывалось. Тогда была популярна ICQ или в народе «аська», и педагоги уже в то время били тревогу, что дети не общаются, а перекидываются сообщениями в аське. Буквально, стоят друг перед другом и вместо того, чтобы сказать «привет», пишут это в программе. И, между прочим, родители были не против действия учителя.

Сейчас сын учится в начальной школе в 3 классе. На каждом собрании наш классный руководитель просит родителей не покупать или хотя бы не давать телефоны, гаджеты детям в школу. Или на крайний случай, если аппарат нужен для экстренной связи – приобретать телефон «старого» образца, кнопочный, строго «звонилка» без всяких наворотов и опций.

Это не ретроградство. Педагог на простых примерах показывает вред гаджетов. Наш класс два раза в неделю ездит в бассейн на секцию по плаванию и прыжкам в воду. Занятия проходят интенсивно и просто интересно. Каждый стиль плавания разучивается, и тренер ещё подробно рассказывает, когда и при каких обстоятельствах тот или иной стиль подходит. Например, я от сына узнала, как правильно спасать человека на воде, как плыть, если бы я была разведчицей, и надо было перебраться на другой берег, а носимые вещи сохранить сухими. Неужели для мальчишек (а у нас класс редкий – мальчиков большинство), да и девчонкам всё это не интересно? Дело в том, что из 30 учеников – в бассейне человек 20, а остальные сидят на скамейке. Чуть не написала, что они скучают. Они не скучают, потому что глубоко погружены в телефоны. То у одноклассника появился новый смартфон, и его друзья засели за гаджет, то кто-то закачал свежую программу. Тренер по плаванию, человек старого воспитания, переживает за своих подопечных, хочет, чтобы все хорошо плавали, были здоровыми и сильными. Сначала до тренировки он «дежурит» у буфета и отгоняет ребят сухариков, хот-догов и других видов джанк-фуда. А молодёжь ему гордо говорит, что покупать могут всё и есть это всё, потому что сегодня не плавают. И не плавают не потому, что у кого-то горло болит или насморк, а потому, что есть дела поинтереснее – посмотреть ютюб, соцсети.

В нашем школьном корпусе между основными уроками и занятиями международного бакалавриата есть обязательная часовая прогулка на свежем воздухе (в любую погоду). Кто-то играет в футбол, кто-то силой мерится. А немало ребят, причём среди них и первоклассники, увлечённо что-то рассматривают в телефонах. Какая польза от прогулки, если не двигаться, не играть, а сидеть неподвижно и рассматривать экран телефона?

Интересно, что сами щкольники думают о телефонах, пользе и вреда от них? Ранее я вела для образовательного журнала «Здоровье школьника», который, к сожалению, год назад закрылся, рубрики «Вопрос месяца» и «Острый угол». Ученикам разных школ задавался вопрос на злобу дня, например, о наличии профиля в соцсетях, пользе и вреда интернета, необходимости телефона и так далее. Ребят подбирали разного возраста и пола.

Интересно, что сами ученики, несмотря на то, что считают телефон необходимостью, и без него уже никуда современному человеку, признают, тем не менее, что всё хорошо в меру, и лучше пользоваться телефоном и его возможностями в свободное от уроков время.

Шестиклассник П. уверяет, что на уроках телефоном не пользуется. И на переменах отдыхает, потому что зрение стало садиться, а он не хочет носить очки. «Сам я пользуюсь только соцсетью ВКонтакте. Обычно о себе в ней я ничего не пишу и провожу в ВК около 20-30 свободных минут днём. После школы. Я считаю, что соцсети нужны, чтобы общаться с людьми, узнавать при возможности что-то новое и просто развлечься. Конечно, с телефона это удобнее делать: почитал новости, закрыл. Всё быстро и мобильно.

В соцсетях ты можешь писать о своих событиях или о событиях, про которые ты хочешь написать, но писать нужно не всё и обо всём, ибо этим могут легко воспользоваться.

У соцсетей есть как плюсы, так и минусы.

Плюс общения соцсетях в том, что ты можешь разговаривать с людьми, если они далеко, ты можешь находить новых друзей и так далее. Этих возможностей невероятно много!

Но минус в том, что в соцсетях также есть мошенники, которые могут очень сильно навредить. Также минус в том, что соцсеть может поглотить тебя. Ещё удобны чаты – вайбер и вотсап. Достал телефон, быстро спросил в чате, ответил, забыл, что задали, можно всё быстро разузнать. Но мне не нравится, когда начинают фото скидывать…Лучше фото смотреть вместе в альбоме, чтобы спрашивать, объяснять»

Восьмиклассница С. считает, что её брату младшекласснику телефон не нужен: его провожают в школу, после уроков встречают, домащнее задание родители смотрят в электронном дневнике. Если что-то нужно срочное сообщить, учитель пишет в чате класса или звонит напрямую родителям.

Собеседница делится своими мыслями и наблюдениями:

«А у каждого тинейджера должны быть телефоны, и у моих знакомых есть, у кого-то более навороченный, у кого-то – менее. Есть у всех подростков профили в соц.сетях. У меня есть профили в инстаграме, вк и твиттере. Чаще всего я сижу в инстаграме, это около 3-4 часов в день, а в остальных соц.сетях – не больше 2 часов. Для общения vk, действительно, the best, но помимо него ещё есть крутые мессенджеры, типа what’s up, telegram. VK мне нравится тем, что тут есть очень много пабликов, где можно найти различные пособия, памятки, ссылки на учебники в электронном виде для подготовки к экзаменам. Это огромный плюс в использовании vk. Соц.сети призваны объединять людей по общим интересам и спасают тех, кто не может общаться с друзьями вживую, например, из-за расстояния. Также, в соц.сетях ты можешь наблюдать за жизнью своих кумиров, чаще всего в инстаграме. Но важно, чтобы подростки не забывали живое общение. Минусы пользования телефонами, как бы банально ни звучало, это ухудшение зрения. Да, но увы, от правды не убежишь, поэтому советую не перебарщивать с посиделками в соц.сетях ночью. Я хочу стать следователем. И зрение, и здоровье нужно, поэтому ложусь спать, а телефон отключаю, оставляю его на столе. И другим также советую поступать, не становиться рабом или продолжением своего гаджета»

Девятиклассница В. переживает, что слишком много времени уделяет телефону. Раньше, по её мнению, людям везло, потому что говорить по телефону нельзя бесконечно, ну поговорил 15-20 минут и всё. А в современных телефонах больше опций и больше соблазнов. В современном телефоне можно бесконечно «лазить». И на уроках есть соблазн что-то посмотреть, и это лукавство, когда говорят, что обращаются к телефону для знаний, в поисках материала к уроку.

Она не скрывает: «Я очень часто сижу в телефоне, если честно – 24 часа в сутки. Любимые просмотры – это instagram, Вк и Twitter. Я часто общаюсь там со своими друзьями из разных городов, так же с родственниками. Смотрю видео, листаю паблики, интересуюсь всем вокруг. Это самое умное и самое глупое изобретение человека, ведь из-за этого ты хоть и общаешься с друзьями из разных точек мира, но оно ухудшает память, делает из человека глупую обезьяну»

Третьеклассник Е. получил в подарок телефон, как пошёл в школу. В телефоне есть всё. Но в соцсетях не зарегистрировался, так как мама не разрешает ему. Зато установлен вотсап и вайбер на телефоне. Но сам мальчик любит общаться лично! Ему не нравится, когда с другом, вместо того, чтобы подойти и договориться о прогулке, встрече, нужно писать сообщения в чатах.

Его ровесники пользуются во время перемен соцсетями. «Социальная сеть, наверное, потому что там общается много людей, — рассуждает он, — там делятся фотографиями, мыслями, новостями. Я там не хочу быть, и мне это не нужно. Лучше слышать голос, разговаривать, видеть человека, общаться, играть. Я не переживаю, что у меня нет общения в соцсетях. Да и телефон, он у меня есть, но я боюсь уронить, потерять. И с собой надо рядом держать, так как позвонит кто-то, а я не услышу»

А. из 11 класса переживает из-за того, что у телефона, кроме плюсов, есть большие минусы. «Мы все зависимы от гаджетов, соц.сетей, чатов. Некоторые живут просто в виртуальном мире и не замечают, что происходит в реальном. Мы сами должны найти золотую середину. Иначе втягиваемся всё больше и больше. Иногда замечаю, что от руки написать мне становится труднее, привыкла всё перекидывать через чаты, мессенджеры. А что будет через 10 лет? И вообще человеку нужен не телефон, а человек»

Можно запретить телефоны в школах, можно оставить всё, как есть. Но мы, родители, сами без законов и уставов школы можем решить, что полезно нашему ребёнку, что – нет.

Радио Радонеж