Архиерейское богослужение в храме святых богоотец Иоакима и Анны с. Алексино Савинского района

22 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил миссионерскую литургию в руинированном храме в честь святых Богоотец Иоакима и Анны с. Алексино Савинского района.

Его Преосвященству сослужили благочинный Савинского благочиния иерей Андрей Лыков, настоятель храма прп. Сергия Радонежского с. Китово иерей Иоанн Чайкин, духовенство Савинского благочиния. За богослужением пел Архиерейский хор.

 

Историческая справка

Так называемая Алексинская сторона являлась одним из центров Стародубского княжества. Состояла она из трех крупных сел — Алексино, Васильевское (ныне село Шапкино) и Лучкино, а также множества небольших деревень и пустошей. Эти села находились недалеко друг от друга — в двух верстах, и составляли вершины своеобразного треугольника. Расположенные в 25 верстах к северо-западу от Коврова, они позднее входили в состав Ковровского уезда. Относясь к древнейшим ковровским селениям, эти села имеют богатейшую историю.

С самого основания Стародубского княжества в XIII веке Алексинская сторона входила в его состав. От княжеской столицы села располагались в пределах 10 верст. И так как они находились на левой низкой стороне реки Клязьмы, то хорошо просматривались с высоких валов Стародуба. Из этих трех сел крупнейшим было Алексино, которое играло значительную роль в истории Стародубского княжества. О его значении и роли свидетельствует уже тот факт, что, когда в 1330 г. в Орде погиб стародубский князь Федор Иванович Благоверный, то погребен он был не в княжеской столице, а в Богородице-Рождественской церкви села Алексино. Предполагают, что и до сих пор мощи святого благоверного князя Феодора Стародубского там почивают под спудом.

Издавна в Алексино было три храма: храм в честь Усекновения главы Предтечи Господня Иоанна, храм Рождества Пресвятой Богородицы и храм в честь богоотец Иоакима и Анны. В 1802 году случился сильный пожар, в результате которого полностью сгорели два храма — Богородице-Рождественский и Иоанна Предтечи. С этого времени церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи больше в Алексине не восстанавливалась. Начатое же вскоре после пожара строительство каменного пятиглавого Богородице-Рождественского храма было полностью закончено в 1813 году, тогда же храм и был освящен.Новая пятиглавая церковь имела три престола — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и придельные: в честь Иоанна Предтечи, устроенный в память уничтоженного огнем храма, и в честь святой Живоначальной Троицы. При величественной церкви были построены каменные колокольня и ограда.

Первоначальная каменная колокольня при храме просуществовала недолго. Уже в 1822 г. причт Богородице-Рождественской церкви и ее староста крестьянин Алексей Калинников подали прошение епархиальному начальству о необходимости перестройки колокольни, «на которой звон колоколов по причине тесноты не помещается». При начале строительных работ возникла опасность, что возведение лесов и подмостков, а также выкапывание канавы для бута могут повредить храму, что приведет к его разрушению. По этой причине новую колокольню воздвигли в 4 саженях к западу от церкви, где должны были размещаться святые ворота в каменной ограде. Уже в марте 1823 г. все работы были закончены.

Устроенная в 1733 г. деревянная церковь Иоакима и Анны просуществовала без изменений до 1808 г. В это время на средства прихожан начинается строительство каменного храма в то же наименование, которое и было вскоре завершено. Теплый придел новой алексинской церкви освятили во имя преподобного Сергия чудотворца.
Построенный в начале XIX века каменный храм Иоакима и Анны простоял недолго. Уже в середине столетия возникла необходимость его перестройки по причине малой вместительности. Расширение этой церкви началось с придельного теплого храма. В 1849-1852 гг. он был разобран и устроен вновь с прибавлением на северной стороне еще одного придела во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В начале 1860-х гг. началась перестройка храма. К 8 августу 1871 г. строительство нового Иоакимовского каменного храма в Алексине было закончено, и храм был освящен. В церкви были устроены те же три престола: в холодной части — в честь святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и в теплых приделах: в честь препод. Сергия Радонежского и в честь святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В советское время храмы были закрыты и разграблены; часовня, сторожка и ограды разрушены. Также уничтожены кладбища при храмах.

В настоящее время храмы села Алексино являются приписными к храму в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Шапкино. В этом селе в 1835 году родился святитель Макарий Невский — митрополит Московский и Коломенский, известный миссионер, «апостол Алтая». Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого (фамилия Невский у будущего святителя появилась в Тобольской семинарии). Ребенок был очень слаб и не оставлял надежды остаться в живых. Поэтому он был сразу же крещен с именем Михаил и в белой крестильной рубашке положен под святые иконы в ожидании смерти. Но младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его никогда. Первые часы стали как бы прообразом его земного пути.

Семья А.И. Парвицкого испытывала тяжкие лишения. Особенно ухудшились жизненные условия, когда сгорел их дом. Несколько месяцев многодетная семья жила в тесной церковной сторожке. О детстве своем митрополит рассказывал, когда в 1913 г. посетил родное село. Он вспомнил, как однажды родители ушли пешком в Москву по жизненным нуждам, поручив всех детей заботам старшей дочери. На пропитание было оставлено немного хлеба. Родители на несколько дней задержались, а хлеб кончился. Дети вынуждены были есть клевер.

Михаил унаследовал от матери нежность сердца и любовь к молитве. С первых лет жизни он был связан с храмом. Позже, когда он в сане митрополита (7-9 сентября 1913 года) посетил родное село и вновь увидел дорогую его сердцу сельскую церковь, в нем пробудились воспоминания о пережитом: «Вот теперь передо мной как живые встали картины моего раннего детства… Вот этот клирос правый… Здесь я помогал своему отцу петь… А здесь я разжигал кадило… Как живую я сейчас вижу свою мать, стоящую рядом с нищими… И как она горячо всегда молилась, и меня, тогда еще малютку, нередко ставила рядом с собой и заставляла преклонять колена во время молитвы… Помню, как я горячо однажды взывал к Богу со своей просьбой послать мне тулупчик, так как по бедности родителей я не имел теплой одежды, и Господь послал мне… Рос я хилым и слабым ребенком, и мне многие предрекали раннюю смерть … да и смерть дважды хватала меня в свои холодные объятия: однажды я полузамерз на льдине, а в другой раз был убиваем разбойниками. Но молитва матери спасла меня от напрасной смерти, и по ее молитве я стал тем, чем есть теперь».

Бедность и нищета детских лет явились для будущего подвижника подлинной школой жизни. Благодаря родительскому благочестию Михаил научился с христианским терпением переносить жизненные лишения. Одна из его архипастырских проповедей имеет поучительное название: «Не всякий богач будет осужден и не всякий бедняк будет награжден (Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице)». Проповедь заканчивается призывом: «Братие! Будем чаще вспоминать притчу о богатом и Лазаре, чтобы не видеть горькой участи первого и удостоиться за терпение и смирение вместе со вторым, и удостоиться быть не с Авраамом только, но с Самим Христом в раю». Горькая нужда раннего детства несомненно подготовила Михаила к многотрудной, полной суровых лишений, миссионерской жизни.