Покров Пресвятой Богородицы

Историческое событие, послужившее основанием празднику Покрова Божией Матери, случилось более тысячи лет назад в Византии. В 910 году во время осады Константинополя сарацинами (арабами) византийский император, духовенство и народ находились во Влахернском храме, прося небесной помощи от осаждающих варваров. Во время всенощного бдения блаженный юродивый Андрей и его ученик Епифаний сподобились духовного видения, которое знаменовало предстательство Богородицы за христианский род, Ее сугубую молитву за просящих у Нее заступления от бед.

Блаженному Андрею открылась картина Небесного Царства, как бы сошедшего в церковь, где усердно молились страждущие. Величественную фигуру Пресвятой Богородицы окружал целых сонм святых: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, святители, преподобные отцы, благоверные жены, святые ангелы в белых одеждах – все они пели духовные песнопения, склоняясь к стоящей в центре Божией Матери. Остановившись перед алтарем, Богородица простерла Свой сияющий омофор над всеми молящимися, давая знак, что молитва народа принята Ею. Святой Андрей услышал, как Матерь Божия молится: «Царю Небесный, прими всякого человека, молящегося Тебе и призывающего имя Твое в помощь, чтобы никто не ушел от лица Моего не получившим помощь и не услышанным» (из акафиста Покрову Пресвятой Богородицы). По молитвам святого Андрея это видение было открыто и его ученику молодому Епифанию, сыну знатный и богатых родителей. «Брат мой, – сказал святой Андрей Епифанию, – видишь ли ты Царицу всяческих, как Она покрывает народ в храме святым покровом Своим, и слышишь ли, как Она молится о всех людях и ходатайствует о нас, людях, в храме этом?»

Свидетели видения хранили эту тайну некоторое время и потом поведали патриарху и всем прочим, как Матерь Божия была в церкви в ту ночь и покрыла народ Своим покровом. И нападавшие не одолели городских стен, Константинополь был тогда спасен от гибели и разорения.

Святость блаженного Андрея была столь высока, что Православная Церковь, доверившись его авторитету, установила богослужебное воспоминание этого события. На Руси празднование Покрова Пресвятой Богородицы было принято по повелению святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Тезоименитый блаженному Андрею, святой русский князь, особенным образом получил свидетельство молитв и заступления Божией Матери: во время своего путешествия в суздальские земли, когда его дружина стала на подступах к Владимиру, он был вразумлен видением Богородицы в шатре. После чудесного знамения князь Андрей утвердил новую столицу Руси, перебравшись впоследствии из Киева во Владимир.

Что для нас может означать Покров Богородицы? Всегда ли он простирается над нами?

Омофор буквально означает «носимый на плечах». Это длинный плат, который в древности был типичным элементом женской одежды, что можно заключить по византийским фрескам. В иконографической традиции красно-коричневый омофор, называемый также «мафорий» или «нарамник», покрывает главу и плечи Богородицы. Омофор – символ сугубой благодати, осеняющий Богородицу с момента Ее рождения. То же символическое значение усваивается и омофору, являющегося частью богослужебной одежды епископа. Епископский омофор – длинная лента, крестообразно сложенная на груди архиерея и спускающееся двумя концами спереди и сзади. Подобно омофору, благодать священнослужения символизируют и диаконский орарь, спускающийся с плеча диакона, и иерейская епитрахиль, которую священник одевает на шею (по сути, это сложенный вдвое орарь). Сияющий омофор Богородицы, который простерла Божия Матерь над молящимися во Влахернском храме, – явление людям особенной благодати Девы Марии, которую Она ниспосылает обращающимся к Ней в сугубой молитве. Подлинно благодать открывается смиренному сердцу, в котором живо покаяние, и если так можно сказать, Богородица ищет такие сердца.

Покров есть образ того, согревает, сохраняет тепло, подобно покрывалу. Убрав духовное «покрывало», то есть, впадая в согрешения, человек нарушает высший, благодатный Покров, ниспадает в духовный «холод». Этот «холод», есть, так или иначе, предвестие холода вечного, нескончаемого. Жизнь человека во многом и заключается в охранении и взыскании духовного тепла – благодати, которая таинственно объемлет ум, чувства человека, направляет их деятельность. Как мы говорим в утренних молитвах: «Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати́».

Покров можно также сравнить и с кровом, жилищем. Имеющий «духовный кров» как бы находится всегда в закрытом помещении, где сохраняется уют и где есть все потребное для жилья. Встречаясь с ежедневными скорбными обстоятельствами, человек в большинстве случаев склонен к ропоту на попускаемые искушения, забывая об имеющемся «крове». Обычно человек забывает, что при более значительных скорбях он мог бы утратить почти все блага и удобства жизни, будто бы его «жилище» лишилось бы тогда кровли, становясь открытым для всех превратностей погоды. Предаваясь печалям по житейским мелочам, человек невольно впадает в неблагодарность – Богу и Богородице, забывая Их прежние милости к нему.

Отчасти можно представить Покров и как защиту на суде – суде высшем, Божием. По аналогии с обычным, земным судом, мы можем быть поставлены в условия судебной процедуры и ощущать неотвратимость скорого правосудия. Но мы, имея некого ходатая в суде, всеми мыслями, всем сердечным расположением пытаемся, обратиться к нему за помощью, «укрыться», ожидая его слова, которое могло бы решить нашу участь в суде. Имея даже малую веру и некоторую духовную чуткость, мы страшимся суда, творимого по кончине человека, когда ожидается справедливое определение Божие о нас. Матерь Божия – нам в том Помощница и Заступница, единственная тогда надежда. В церковном чинопоследовании на исход души, которая предстоит своей кончине или же, отойдя от мира, проходит мытарства, читается молебный канон Пресвятой Богородице, где от лица идущего на суд Божий просится заступление Богоматери. «Не отврати от мене многия щедроты Твоя, не затвори утробу Твою человеколюбную, Чистая; но предстани ми ныне, и в час судный помяни мя», – поется в одном из тропарей умилительного канона.

«Покров Богородицы» – не есть лишь расхожее выражение, не есть то, что всегда как бы простирается над нами. Покров охраняет души, стремящиеся к благочестию, Покров подается душе, искренне кающейся. Покрова может ожидать тот, кто благоговейно чтит память Божией Матери, непрестанно обращаясь к Ней в своих молитвах. Иногда по неизреченным Своим судьбам Господь попускает великие и продолжительные скорби целому народу, – и тогда тот народ может со всей силой ощутить, что есть Покров Божией Матери и что значит его лишиться.