Казанская икона Пресвятой Богородицы и ее чудотворные списки

4 ноября – день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы. То, что в этот день установлен ныне общероссийский праздник народного единства, подтверждает исторический факт спасения Москвы в 1612 г. от польско-литовских интервентов под знаком Казанской чудотворной иконы. Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Казанской, стала символом преодоления Смуты на Руси и особого покровительства Богородицы нашему Отечеству.

Явленный в 1579 г. в Казани образ Богородицы

Казанская икона считается «усеченной» композицией типа «Одигитрия». Патриарх Ермоген, который участвовал в прославлении Казанской иконы, в написанной им Повести называет обретенную икону образом «Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго Ея образа Одигитрия» и отмечает необычность ее «перевода». «Одигитрия» означает «Путеводительница», то есть указывающая и направляющая к пути спасения, ограждающая от напастей и бед на этом узком пути. В каноне иконе Одигитрии поется: «Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному».

Чудотворный образ Божией Матери, явленный в Казани в 1579 г. хранился в Казанском девичьем монастыре, основанном по указу Ивана Грозного. К сожалению, икона была похищена из Казанского монастыря в 1904 г. шайкой некоего Варфоломея Стояна. Долгое следствие по делу о краже иконы не дало результатов, и судьба иконы осталась неизвестной; скорее всего, икона была уничтожена.

Московский список Казанской иконы

Список с Казанской иконы, с которой была взята Москва, занятая поляками, был принесен из Казани с казанским ополчением в русское войско в 1611 г. по благословению патриарха Гермогена. С принесенной из Казани иконой в тяжелом бою с гетманом А. Ходкевичем народным ополчением и казаками был взят Новодевичий монастырь, после чего этот образ стал почитаться чудотворным. Весной 1612 г. уже прославившаяся чудотворениями икона была взята в полки К. Минина и князя Д. Пожарского. 22 октября 1612 г. с этой иконой был приступом взят Китай-город, а вскоре поляки сдали Кремль. Московская Казанская икона или, как ее называли «Казанская, что на «Пожаре»», стояла в Казанском соборе на Красной площади. В 1918 г. она вместе с драгоценным окладом была украдена из Казанского собора, и ее местонахождение в настоящее время неизвестно.

Наиболее близким сохранившимся списком Московской Казанской иконы является самая почитаемая ныне в Москве Казанская икона, находящаяся в кафедральном Богоявленском Елоховском соборе. Икона находится в соборе с 1944 г. Считается, что этот список происходил из Казанского собора на Красной площади, время написания списка относят к рубежу XVII и XVIII вв.

Казанский список в Богоявленском Елоховском соборе Москвы

Петербургский список в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Другой особо чтимый список Казанской иконы находится в Казанском соборе Петербурга. Петербургская Казанская икона Божией Матери была перенесена в северную столицу по повелению царя Петра I в 1707 г. и первоначально стояла в Казанской часовне. В день празднования Казанской иконы 22 октября 1721 г. царь Петр I стал именоваться императором. Петербургский список также был написан, предположительно, в начале XVIII в.

«Ватиканский список»

Ныне также известен Казанский список, называемый «Ватиканским». Это почитаемая икона была возвращена в 2004 г. в Россию и называется так по последнему месту нахождения – в покоях папы Римского Иоанна Павла II. Написание иконы относят к первой половине XVIII в. После революции 1917 г. икона оказалась за рубежом. В 2005 г. возвращенная икона была передана патриархом Алексием II в Казань, в восстанавливающийся Казанский Богородицкий монастырь.

В течение XVII–XVIII вв. на Руси было написано множество других списков с Казанской иконы, также прославившимися чудотворениями. Они явили особое благоволение Царицы Небесной к этому изводу. Многие чудотворные списки Казанской иконы удостоились общероссийского почитания. В настоящее время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская.

Вязниковская-Казанская икона Богородицы

Следует отметить, что среди сохранившихся чудотворных списков Казанской иконы одним из наиболее старинных является Вязниковский список, написанный в 1622 г. иноком Николо-Шартомского монастыря Иоакимом Шартомским по заказу княгини Ирины Мстиславской для Вязниковской слободы. От Вязниковской иконы произошло множество чудес (всего было записано всего 263 чуда). Комиссией по прославлению чудотворного образа руководил святитель Арсений, бывший в то время архиепископом Суздальским и Тарусским. В настоящее время Вязниковская-Казанская икона хранится в Крестовоздвиженском соборе г. Вязники, в старинном окладе. Икона считается чтимой святыней Владимирской митрополии.

По материалам Православной энциклопедии