Чин прощения в Николо-Шартомском монастыре

Вечером 1 марта епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил чин прощения в Николо-Шартомском монастыре. По прочтении молитв на начало Святой Четыредесятницы Преосвященнейший Владыка обратился к собравшимся с напутственным словом:

«Любой пост — это ущемление, но нам это необходимо, чтобы дальше молиться, трудиться и исполнять послушания, которые перед нами стоят. Святая Четыредесятница — это десятина времени, которая должна быть посвящена жизни церковной, это особенное состояние сердца, когда большинство христиан начинают работать над собой, начинают смотреть на себя не как на временных прихожан или монахов, а со стороны вечности, когда ущемляются страсти, когда человек чувствует дыхание вечности. Был туман, была расслабленность, болезненность, когда не хотелось трудиться, не хотелось молиться, но человек во время поста быстро приходит в себя, становится другим. И доблесть появляется, и молитва, и хочется что-то почитать, что-то сделать для своей души. И это полезное состояние дорогого стоит. Без него невозможно остановить тлю, тлящую нас.

Почему иногда люди теряют веру? Потому что они не заботились, чтобы ее сохранить. Они не заботились о том, чтобы сохраниться в христианстве, в монашестве, в священстве, они шли таким путем, который им казался легким и простым, но который вел в преисподнюю.

Перед постом мы слышали разные Евангелия: о Закхее, самом богатом человеке, который обратился к Богу и поэтому служит для нас примером для подражания, о самом плохом прихожанине — фарисее, чьим грехом мы тоже заражены, и Господь показывает нам пример мытаря, чтобы мы видели, как у нас много грехов, сколько проблем и уходили от греха фарисейства хотя бы на время поста. Евангельское повествование о блудном сыне показывает нам, что мы часто блуждаем своим разумом, своими желаниями, своими стремлениями по «стране далече», неважно она какая, или она новостная, или другая, но в любом случае она удаляет нас от Бога, погружает в суету. Нам кажется, что эта суета полезна, но это блуждание, от которого мы должны отказываться, умерщвляя себя. Евангелие о Страшном Суде напоминает нам о времени, о котором мало кто хочет думать, люди надеются, что это их вообще не коснется. Но это реальность, через которую придется пройти, когда придется дать ответ за все. В Прощеное воскресение мы вспоминаем изгнание Адама, который за свое непослушание потерял рай и своим непослушанием низвел человека в пропасть. Чтобы из этой пропасти людей возвести, Сын Божий пришел в мир, распялся, излил Свою Божественную кровь, чтобы очистить грехи всех нас.

Мы получаем оружие таинств, оружие поста, чтобы бороться не с ближними, а с диаволом. «Наша борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных». Иногда мы в ближнем видим эту злобу, но ведь он может измениться, может раскаяться, из злобного стать агнцем. Господу все возможно. И покаяние для того и предназначено, чтобы изменить человека, переменить его естество греховное, преобразить, воскресить.

В Прощеное воскресение мы испрашиваем друг у друга прощения. Этот чин пошел от египетских, палестинских монахов, которые уходили в пустыню на весь пост. Многие из них не возвращались, потому что были растерзаны дикими зверями. Они понимали, что, может быть, друг с другом никогда не увидятся, и просили прощения, как перед смертью. Впоследствии этот чин прижился в церкви не только в монастырях.

В Евангелии сказано, что, если ты не прощаешь, то и рассчитывать, что Бог тебя простит, не можешь. На Афоне была традиция: монахам, которые не могли простить своих ближних, запрещали читать молитву «Отче наш», основную молитву. Это приводило в шок, сам запрет иногда действовал: всю жизнь эту молитву читал, и как теперь жить, как молиться? Может быть, брат и не прав, но святитель Иоанн Златоуст говорит, что единственное, что нас уподобляет Бога, это то, когда мы прощаем тех, кто нас оскорбляет.

В этот день я у вас всех прошу прощения за все, что не доделал, если кого чем обидел. Простите меня грешного!»